Голод, эпидемия, война и ленинский юбилей. Краеведы рассказали, как история меняла демографию региона
Первая перепись населения в России была проведена накануне начала прошлого столетия, в 1897 году. Тогда в Симбирской губернии насчитали 1 527 848 жителей и это наивысшая численность населения за всю историю наблюдений, такого количества людей у нас не жило потом за всю советскую историю Ульяновской области (не говоря уж о её постсоветском этапе).
Следующую перепись провели только в 1926 году и обнаружили, что количество жителей Ульяновской губернии (так регион назывался с 1924 по 1928 год) снизилось почти на 150 тысяч, до 1 384 220 человек.
Иван Сивопляс
Историк
- Это снижение объясняется двумя войнами, Первой мировой и гражданской, голодом 20-х и эпидемией тифа, о которой у нас плохо помнят. А ведь это была чудовищная эпидемия, унесшая, по некоторым расчетам, до 300 тысяч жизней ульяновцев. Еще был голод начала 30-х, который в переписи прослеживается плохо, поскольку регион был уже расформирован, но люди-то продолжали здесь жить и многие тогда тоже умирали.
Сергей Петров
Историк
- Кроме того, стоит помнить, что хоть Ульяновская губерния была упразднена и вошла в состав Средне-Волжского округа в 1928 году, уезды от неё начали отрезать ещё раньше, так что численность населения снижалась ещё и “административно”. И это, конечно, странно: Ленин вот только недавно умер, в стране официально строится его культ, а при этом малую родину Ильича активно “дербанят”. Я думаю, это следствие тайной ненависти и ревности Сталина к вождю пролетариата. Позднее эта ненависть выразится в том, что он всех соратников Ильича перестреляет, но в середине двадцатых у будущего вождя народов такой власти ещё не было и он “подлил” покойнику, растаскивая его родную губернию по соседям.
Бросаются в глаза результаты первой послевоенной переписи в 1959 году. Ульяновская область, учреждённая в 1943 году, потеряла в сравнении с дореволюционной Симбирской губернией более 400 тысяч человек. Прежде всего, регион изменился в масштабе: если губерния была площадью почти 49 500 квадратных километров, то область - чуть больше 37 тысяч. “Ушли” густонаселённые районы, была “отрезана” в пользу Самарской области Сызрань.
Иван Сивопляс
Историк
- На снижении численности ещё сказались, конечно, потери во Второй мировой войне. А также послевоенная миграция населения: многие уезжали на запад, в пострадавшие от войны регионы, где осталось мало мужчин и было очень много мужской работы по восстановлению хозяйства. Сейчас потомки уехавших тогда ульяновцев живут в Подмосковье, на Украине и в Белоруссии и многие уже не помнят о своих волжских корнях.
Последнее для СССР десятилетие стало лучшим для демографии Ульяновской области. К столетию Ленина, которое отмечали в 1976 году, была утверждена большая программа строительства в регионе, не только благоустройство центрального района, но и строительство авиационно-промышленного комплекса в Левобережье, а также большого микрорайона для его работников - Нового города, который стал последней большой стройкой социализма. Этот проект был реализован лишь наполовину - рядом с нынешним “Авиастаром” должен был стоять столь же огромный завод по производству современных авиационных двигателей, а нынешняя окраина Нового города, проспекты Сурова и Дружбы Народов по первоначальному плану должны были быть центром микрорайона, который бы простирался до села Архангельское. То, что завод по производству двигателей построить не успели, стало причиной всех последующих проблем ульяновских авиапроизводителей, которые были вынуждены закупать для своих лайнеров либо плохие пермские двигатели, либо дорогие роллс-ройсовские, что делало ульяновские самолёты либо нерентабельными, либо недостаточно качественными для полётов над Европой. Впрочем, это уже другая история… Даже реализация проекта наполовину заметно повлияла на демографическую ситуацию в регионе: за десять лет, с 1979 по 1989 год, численность его населения увеличилась почти на 150 тысяч человек.
Сергей Петров
Историк
- Это было население очень хорошего качества, сплошь высококвалифицированные рабочие и инженеры. Я даже знаю, что во второй половине восьмидесятых глава саратовского обкома приезжал к главе ульяновского обкома по соседски поругаться: вы, мол, нас обкрадываете по кадрам. И в общем-то, он был прав, Ульяновская область тогда действительно “обокрала” по людским ресурсам всё Поволжье.
Иван Сивопляс
Историк
- Нам очень повезло с этим проектом. Съезжались-то молодые специалисты, в Новом городе они все переженились и нарожали много детей, а потом их дети переженились и тоже детей нарожали, а сейчас уже третье поколение новогородцев улучшает демографическую статистику региона. Если бы не Новый город, ситуация с ульяновской демографией выглядела бы намного печальнее.
Несмотря на это вливание новой крови, уже с середины девяностых численность ульяновцев начала снижаться. Тогда во всём винили низкий уровень жизни и считалось, что как только станем жить побогаче, ситуация изменится к лучшему. Однако в сытые нулевые тенденция не только не изменилась, но “вымирание” региона только ускорилось. Конечно, “вымирание” - термин излишне драматичный, численность снижается не только из-за превышения смертности над рождаемостью, но из-за миграции: многие молодые ульяновцы уезжают в Москву, Санкт-Петербург и за границу, что характерно для всех российских регионов.
Какова стратегия областного правительства по изменению этой ситуации? На этот вопрос сайту «Главные новости Ульяновска» ответила и.о. министра семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области Наталья Исаева:
Наталья Исаева
и.о. министра семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области
- Нами разработан и реализуется целый комплекс мер, который можно разделить на два типа. Первый - материальная поддержка многодетных семей, 100 тысяч для детей, рождённых женщиной до 25 лет (мы обнаружили, что многие современные женщины впервые рожают поздно, в 27-30 лет, и на второго ребёнка у них уже просто не остаётся биологического времени, поэтому мы поддерживаем девушек, решивших родить раньше), выдача сертификатов “Семья”, которые можно использовать для погашения ипотечных кредитов. Второй - нематериальная поддержка. Это и разные акции, вроде “Роди патриота”, и пропаганда рождаемости и снижения абортов, и открытия Центров планирования семьи, работающих по улучшению женского и мужского здоровья. Эти меры приносят результаты, например, число абортов в Ульяновской области снижается, однако переломить тенденцию пока не удаётся. Но это, конечно, не значит, что надо опускать руки. Будем продолжать работать.
Фото: simblet.uonb.ru, ru.wikipedia.org