Светлана Крючкова: В «Большой перемене» я пробовалась на роль учительницы
Народная артистка России рассказала о ролях и людях, которые повлияли на ее жизнь и карьеру
Светлане Крючковой этим летом исполнилось 70 лет. Юбилейный вечер народной артистки «Не угасимое созвездие» состоится 31 октября в столичном концертном зале «Зарядье». На пресс-конференции, посвященной ее юбилею и предстоящим в Москве гастролям, она рассказала, как складывалась ее актерская карьера.
С третьего курса понимала, что меня возьмет Ефремов
В числе главных наставников в течение своей жизни актриса назвала Олега Ефремова:
— Уже с третьего курса понимала, что он меня возьмет. Я бесконечно любила и уважала Олега Николаевича. А он очень уважал и ценил моего мужа оператора Юру Векслера. Когда я надумала уезжать в Ленинград, то позвонила Ефремову. Он снял трубку. Я сказала, что ухожу из театра, потому что выхожу замуж. Он, зная мою влюбчивость, усмехнулся: «Ну и за кого?» Я ответила: «За Векслера». Последовала долгая пауза, после которой он произнес: «За Векслера выходи». Потом, когда не стало Юры, он единственный из всех, кто ел, пил и спал в нашем доме, подошел и сказал: «Я так любил Юру… Если чем-то могу помочь вашему сыну Мите, скажи только — я сделаю все что могу». И конечно, я помню, как Юра привез Олега Ефремова к нам на обед. У Ефремова были проблемы с сосудами, и у него очень мерзли ноги. Мама накормила его борщом и принесла ему электрический сапожок. Это было счастье, что такой человек в нашем доме.
Не было бы Коренева — не было бы такой карьеры
Режиссера Алексея Коренева актриса считает своим крестным в кино. Его «Большая перемена» принесла Крючковой всесоюзную известность.
— Я два года ходила на «Мосфильм» пробоваться, — вспоминает Светлана Николаевна. — А он взял и без худсовета утвердил меня на роль в фильме «Большая перемена». Меня пробовали на роль учительницы Светланы Афанасьевны. Коренев сказал, что меня будут перетаскивать через порог, а я не должна позволить это сделать. Я тогда была студенткой со стипендией 28 рублей, вечно голодная и не такая сильная. Мы, студенты, бегали на Пушкинскую улицу, в закусочную для водителей, где на столах были бесплатные черный хлеб, горчица и соль. А Александр Викторович Збруев, игравший Ганжу, был крепкий такой, недаром в московских дворах вырос. Он как потащил меня… И я, понимая, что задачу режиссера не выполняю, схватила его зубами, и только тогда он меня отпустил. В тот же вечер позвонила ассистентка Коренева и сказала, что меня берут сниматься, но предлагают другую роль — Нелли Ледневой. Изначально Коренев думал, что Ледневу будет играть Катя Васильева, но после проб и после укуса он меня назначил на эту роль и никому меня не показывал, хотя тогда худсовету надо было три кандидатуры представлять. А дальше моя роль все увеличивалась и увеличивалась — я даже запела, чего не было в сценарии. Так что не было бы Коренева — не было бы у меня такой карьеры.
Надо быть внимательнее к своему здоровью
На вопрос, что бы Вы изменили в своей жизни, если бы могли начать все сначала, Крючкова ответила:
— Я бы стала внимательнее относиться к своему здоровью. Мама мне говорила: «Света, думай о своем здоровье». А я отмахивалась: «Мам, ты зануда, оставь меня в покое!» Библейскую заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя» я читала только до запятой. Вторую часть прочла лишь к 55 годам. Вот это было неправильно.