Чем можно сбивать беспилотники, и в каких ситуациях это разрешается делать
В канун прошлого Нового года американцы, живущие на границе между штатами Небраска и Колорадо, были изрядно взбудоражены непонятными событиями. Десятки очевидцев рассказывали, как на рассвете, откуда ни возьмись, появляются неопознанные дроны, которые, покружив пару часов над полями и дорогами, уносятся за горизонт.
Поначалу думали, что ведется топографическая съемка или что-то в этом роде. Но Google, Amazon, Uber и прочие открестились от загадочных беспилотников. А те продолжали появляться снова и снова, расширяя зону полетов. Работали группами, иногда целыми «стаями» до 30 аппаратов – довольно больших, с размахом крыла под два метра. В начале января новость привлекла внимание национальных СМИ.
Полиция в недоумении. Военные говорят, что они ни при чем. Правда, верят им не все, благо дело происходит в двух шагах от ракетного полигона стратегической авиабазы Уоррен. Да и гора Шайенн, в недрах которой укрыт командный пункт воздушно-космической обороны Северной Америки, всего в паре сотен миль. Есть также лазерные и высокоэнергетические установки. Их задача – «поджарить» электронную начинку дрона. Простейшую модель можно изготовить «на коленке», разобрав микроволновку, но делать это категорически не рекомендуется. Пока технологии больше экспериментальные, довольно громоздкие и со множеством побочных эффектов. Хотя возможно их применение в боевой обстановке. Так, ВВС США прошлой осенью анонсировали начало испытаний прототипа микроволнового излучателя компании Raytheon, который предполагается использовать для борьбы с большим роем маленьких дронов. В боевой обстановке иной раз не жалко и ракету потратить. Например, когда дрон-камикадзе атакует важный объект. Для этого предназначена американская система SAVAGE. На самом деле это сокращение от Smart Anti-Vehicle Aerial Guided Engagement (умная управляемая система воздушного поражения движущихся объектов), которая отстреливает БПЛА в форме ракеты. Используя различные системы наведения, компьютерное зрение и искусственный интеллект, ракета на скорости около 560 километров в час врезается в цель и разрушает ее за счет кинетической энергии. Наземная пусковая установка (есть также вариант воздушного базирования) оснащена 64 ракетами и должна поступить на вооружение в этом году.
А в Южной Корее обнаружили, что у многих аппаратов гироскоп очень чувствителен к звуковым волнам. Сигнала около 140 децибел (ненамного громче, чем автомобильная сирена) может быть достаточно, чтобы сбить дрон на расстоянии 30–40 метров.
Какие-то технологии, очевидно, перекочуют в гражданскую сферу. Предполагается, что в будущем будут урегулированы вопросы идентификации БПЛА, что позволит избирательно определять «законные» цели и значительно расширит рынок продуктов и услуг по защите от незаконного проникновения дронов. За идентификацию ратуют и производители коммерческих БПЛА. Китайская DJI недавно заявила, что они уже разрабатывают систему, которая позволит осуществлять идентификацию дронов с помощью обычного смартфона. В идеале такая система позволит любому обеспокоенному гражданину проверить подозрительный летающий объект и, в случае чего, сообщить куда надо. Проблем тут хватает. Есть чисто технические. Например, метка должна надежно считываться на достаточно большом расстоянии – не менее 100–150 метров, что на порядок больше, чем у обычного транспондера (DJI обещает идентификацию на расстоянии аж до километра). Отсутствуют стандарты, зато в наличии специальная техника, которая вовсе не обязана всем сообщать о себе, и чем она занимается. Кроме того, одно дело установить, что аппарат является нелегальным, и совсем другое – установить, что легальный аппарат является нарушителем. Например, следует на недопустимой высоте. Технически потолок ограничивают, но он все равно больше, чем разрешено законодательно. Еще запутаннее вопрос запретных зон. Иногда все достаточно четко – например, в Москве сейчас запрещено использовать БПЛА внутри МКАД без специального разрешения. Но далеко не всегда и не везде правила столь однозначны.
Все эти вопросы будут потихоньку решаться. Но кажется довольно очевидным, что начнет складываться не только легальный, но и нелегальный рынок мини-ПВО. И нас ждут витки гонки вооружений: противодействие, противодействие противодействию и так далее. Тем более что «серых зон», где можно обкатывать соответствующие технологии, хватает.