Уникальному дендропарку в Тамбовской области в этом году исполнится 130 лет
Пробковое дерево, железная берёза, гречиха сахалинская, чёрная бузина и еще сотни видов растений обитают в уникальном дендропарке в Никифоровском районе. В конце 19-го века на площади 36 гектаров его заложил помещик Абрам Ушаков. Сегодня его видовое разнообразие выросло в четыре раза.
Иван Александрович Юрлов знает тут почти каждое дерево или куст. 30 лет он был дендрологом на Екатерининской опытной станции, которая располагается на территории парка, и успел посадить еще 300 сортов самых разных растений. Ездил по стране и искал что-то редкое и необычное. Так привез и посадил дальневосточного гостя. Это пробковое дерево или бархат амурский. Ему больше 30-ти лет. Его используют в медицине и строительстве — из коры делают тёплые пробковые полы.
Парк барин Ушаков разбил по западному стандарту. Тут было 5 аллей: полевая, смешанная, хвойно-лиственная и три березовые, между которыми рос фруктовый сад, небольшие массивы растительности, повторяющие смешанный лес, а также поляны и даже бассейн с фонтаном. Его использовали для полива сада, ягодников и плодовых деревьев.
Раньше вокруг него шёл целый ряд туй, которые погибли от времени. Сейчас тут бушуют побеги горца Вейриха или гречихи сахалинской, которую завезли сюда в конце 19-го века. Четырёхметровые побеги этой травы прекрасно чувствуют себя в нашем климате и позволяют создать настоящие тропические заросли. Тут же растёт липа мелколистная и крупнолистная. В отличие от обычной, у последней вкусные съедобные плоды. В нашей полосе она не встречается — обитает на западе Украины и в Европе. Примерно из тех же краев еще один теплолюбивый кустарник — бузина чёрная.
Он может рассказывать о парке часами — этому уголку природы Иван Александрович посвятил всю свою жизнь. Ухаживал, вырубал и лечил старые деревья, сажал молодые. Сегодня он на пенсии, но до сих пор следит за жизнью этого уникального парка. По его словам, его видовому многообразию могли бы позавидовать многие парки Москвы и Санкт-Петербурга.
Иван Юрлов: «Берёза была вишнёвая, берёза Шмидта — это чёрная, каменная берёза. Произрастание — Дальний Восток. Берёза бумажная — это Северная Америка, ель колючая — стоит, обвил её ампилопсис, тоже его посадки. Голубая ель — родина Канада.»
А еще множество разновидностей черёмухи, боярышника, лещины, несколько видов ясеня, сосны, ели и пихты. Парк по-настоящему уникален, но,как и всё живое, подвержен старению, потому ему необходим соответствующий уход.
Сергей Шапкин, директор ТОГКУ «Мичуринское лесничество»: «Будем стараться как-то с помощью управления лесами восстановить данный парк. Что из этого получится, можно будет узнать позднее, но мы будем стараться всё это дело как-то притворить в жизнь.»
В этом году дендропарку исполнится 130 лет. Даже по меркам возраста деревьев срок солидный. Мог ли предугадать Абрам Ушаков, который в 1890 году прибыл сюда из северной столицы обустраивать усадьбу, что спустя почти полтора века его дело еще будет жить? Вопрос остаётся открытым. Сегодня главное — сберечь это наследие и приумножить для наших потомков, чтобы в Екатерино, как и 40 лет назад, снова стремились люди. Чтобы прочная связь человека и природы в этом уголке Тамбовщины снова восстановилась.
Сообщение Уникальному дендропарку в Тамбовской области в этом году исполнится 130 лет появились сначала на Новый Век.