Желтая комната футуриста
В этом году капитально отремонтируют одно из зданий, связанное с биографией Владимира Маяковского — дом 36, строение 1, по улице Красная Пресня (Пресненский район). В этом доме поэт прожил два года, а сейчас там одна из площадок его мемориального музея.
Семья Маяковских переехала в Москву в 1906 году. Здесь за девять лет им пришлось сменить 15 квартир. В доходном доме Кочубея на Большой Пресне (так улица называлась до 1918 года) семья поселилась в августе 1913 года и прожила чуть больше двух лет. Это единственная сохранившаяся квартира из тех, в которых поэт жил с мамой и сестрами: дома, где они селились до этого, снесены.
Солнечная память
Маяковскому незадолго до переезда в квартиру исполнилось 20 лет, он был студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Ему отвели самую маленькую комнату: там умещались тахта, этажерка, письменный стол и мольберт. Следующая комната стала спальней матери, 46-летней Александры Алексеевны, и одновременно столовой. В третьей поселились сестры: 29-летняя художница Людмила и 23-летняя Ольга, служащая почтамта.
— Еще одну комнату Маяковские сдавали, чтобы пополнить семейный бюджет, — рассказывает ученый секретарь музея Наталья Качур. — Жильцами обычно становились небогатые студенты или знакомые, приехавшие с Кавказа.
В семье Маяковских любили желтый цвет: он напоминал им о годах, проведенных в Грузии. И проявлением этого стала не только знаменитая эпатажная кофта Владимира, желтого цвета были и обои в комнатах.
— На стенах висели семейные фотографии, — описывает обстановку Качур. — Особый колорит квартире придавали покрывала и подушки с грузинским орнаментом, салфетки, расписанные в технике аэрографии Людмилой Маяковской.
Семья, но другая
В доме на Большой Пресне была начата работа над поэмой «Облако в штанах». Друзья-футуристы бывали у Маяковского в гостях. Поэта Василия Каменского удивляло, что горластый и грубоватый Владимир дома «становился совершенно другим: тихим, кротким, застенчивым, нежным, обаятельным сыном и братом».
Летом 1915 года Маяковские съехали с квартиры: мать и сестры сняли жилье на той же улице в доме № 44, а Владимир отправился в Петроград. Вернувшись в Москву в 1919 году, он поселился отдельно, в «комнатенке-лодочке» в Лубянском проезде.
В 1967 году в доме № 36 устроили тематический клуб-музей. Спустя 15 лет квартира стала частью Государственного музея В. В. Маяковского.
— Восстановить мемориальную обстановку не представлялось возможным: в связи с частыми переездами семьи Маяковских мебель была утрачена, — предупреждает Наталья Качур. — Было принято решение о проведении выставочного проекта, лейтмотивом которого тоже стала семейная тема, а именно — американская возлюбленная поэта Элли Джонс и их дочка Патриция Томпсон (Елена Владимировна Маяковская).
«Пестрошерстная быстрая кошка»
Прошлой весной дом № 36 по Красной Пресне признали объектом культурного наследия. Здание, построенное в 1910 году, служит одним из образцов стиля модерн. На днях согласовали проект его капитального ремонта. Сотрудники музея надеются, что он не помешает работе: ведь посетителей после самоизоляции оказалось много.
Основное здание в Лубянском проезде закрыто на ремонт. Так что квартира на Пресне — одна из двух работающих площадок музея (вторая — квартира в Студенецком переулке, где с 1928 года жили мать и сестры Маяковского). Обе открылись 2 июля. На Пресню в будни приходит по 4–5 человек, а в выходные еще больше. Для другого музея это пустяки. Но для такой камерной квартирки это, говоря словами Маяковского, настоящая «толпа — пестрошерстная быстрая кошка».
СПРАВКА
Во время капремонта планируют восстановить и покрасить фасад, арку и цоколь, починить окна и двери, устроить новые водостоки. На крыше заменят настил. Перемены ожидаются и внутри здания: там на лестничных площадках покрасят стены и потолки, облицуют ступени керамогранитной плиткой. Частично обновят электропроводку, а также системы водопровода, канализации и отопления.
ЦИТАТА
Я живу на Большой Пресне, 36, 24.
Место спокойненькое.
Тихонькое.
Ну?
Кажется — какое мне дело, что где-то
в буре-мире
взяли и выдумали войну?
Из стихотворения Владимира Маяковского «Я и Наполеон», 1915