«Удалила из зала»: адвокат сообщил, что судья отстранила от слушаний обездвиженную женщину за тихую речь
В Москве обездвиженную женщину, обвиняемую в мошенничестве, отстранили от участия в судебных заседаниях из-за тихого голоса. По словам адвоката, судья посчитала, что Оксана Наумова, которую привозят на слушания на носилках, демонстрирует тихой речью неуважение к суду. При этом во время очередной транспортировки в суд из СИЗО женщине стало так плохо, что её госпитализировали. В управлении ФСИН по Москве RT заявили, что Наумовой в СИЗО оказывалась медицинская помощь в полном объёме.
52-летняя Оксана Наумова обвиняется в мошенничестве и уже два с половиной года находится в СИЗО. За это время у неё обострились заболевания позвоночника. Женщина перестала самостоятельно передвигаться. В суд её приносили на носилках сотрудники ФСИН.
В марте Наумову отстранили от участия в судебных заседаниях. По словам адвоката, судья посчитала, что она проявляет неуважение, поскольку слишком тихо отвечает на вопросы. Следующие слушания проходили без участия обвиняемой. 4 июля, когда Наумовой должна была избираться мера пресечения, ей стало так плохо, что вместо суда конвой вынужден был отвезти её в больницу.
Муж Наумовой Сергей Клочков говорит, что Оксане уже полгода не оказывают квалифицированную медицинскую помощь. При этом суд, несмотря на болезнь, не отпускает женщину из-под стражи под подписку о невыезде или под домашний арест.
Затянувшийся арест
Оксана Наумова находится в СИЗО с января 2018 года. Женщина обвиняется в мошенничестве (ст. 159 ч. 4 УК РФ). По версии следствия, она входила в группировку, которая занималась квартирными аферами. Сама Наумова вину отрицает.
По словам её мужа Сергея Клочкова, незадолго до ареста знакомый предложил Оксане подработку — она должна была помочь зарегистрировать сделку купли-продажи квартиры. Во время оформления документов женщина заподозрила, что с бумагами что-то не так. Оказалось, что подписи пожилой хозяйки, якобы от имени которой проводилась сделка, подделаны.
«Оксана вместе со своим знакомым пошла на «продаваемую» квартиру, чтобы понять, что там происходит, и выяснила, что хозяйка квартиры — пожилая женщина — даже не в курсе, что от её имени проводится сделка по продаже жилья. Оксана сама написала заявление в полицию, а через полгода её арестовали как подозреваемую», — поясняет RT адвокат Олег Соловьёв.
По его словам, Наумова попала под подозрение после того, как следователю стало известно, что именно она оформляла сделку купли-продажи в МФЦ. При этом в деле имеются доказательства того, что подозреваемая сама написала заявление о возможных мошеннических действиях.
Спустя почти год после ареста, по словам мужа, у Оксаны внезапно начались проблемы со здоровьем — однажды она неловко повернулась и услышала хруст в позвоночнике. После этого у женщины стала болеть поясница, она начала с трудом передвигаться.
«Мы сообщили об этом судье, но она посчитала, что моя клиентка притворяется, хотя на тот момент не было никакого врачебного заключения», — отметил Соловьёв.
По его словам, медицинского обследования удалось добиться лишь в январе 2020 года. В марте врачи городской клинической больницы имени Демихова поставили Оксане предварительный диагноз: остеохондроз пояснично-крестцового отдела позвоночника и грыжа позвоночного диска (документы есть в распоряжении RT).
К этому времени Оксана перестала передвигаться самостоятельно. Если в декабре прошлого года она приходила на судебные слушания, опираясь на конвоирующих её сотрудников, то с марта этого года её стали приносить в зал суда на носилках.
При этом Соловьёв отмечает, что его клиентка не должна находиться в СИЗО более года — таков максимальный срок ареста для обвиняемого в тяжком преступлении.
«Мосгорсуд продлевал арест на том основании, что идёт ознакомление с материалами дела, хотя Оксана вместе со мной ознакомилась с ними за один день. Мы не раз ходатайствовали об изменении меры пресечения. У Оксаны есть квартира, её гражданский муж готов внести денежный залог, однако ни одно ходатайство не было удовлетворено», — пояснил собеседник.
«Лишь бы осталась здорова»
16 марта судья и вовсе отстранила Наумову от слушаний.
«Во время заседания она очень тихо ответила на вопрос судьи. Я попытался пересказать её слова, но судья попросила меня не вмешиваться. Затем Оксане сделали ещё одно замечание за тихую речь, после чего судья вынесла решение об удалении её из зала за неуважение к суду и нарушение порядка заседания (ч. 3 ст. 258 УПК РФ)», — поясняет Соловьёв.
Причём, как отмечает адвокат, отстранили Наумову не на одно заседание, а до конца прений, на которых будут с последним словом выступать стороны обвинения и защиты.
Вместе с тем состояние Наумовой продолжает ухудшаться. 4 июля её вызвали в суд на рассмотрение ходатайства о мере пресечения. Но на заседание она не попала.
Сергей Клочков общался с сокамерницей Оксаны, которая сейчас находится на свободе и была очевидицей происходящего. По его словам, один из конвойных взял женщину на руки, чтобы перенести на носилки.
«В этом положении он её согнул, а ей это категорически противопоказано. К тому же её положили в помещение, где было сильно накурено — она аллергик и начала задыхаться. Местный доктор дал две таблетки «Лоратадина», от которых у неё распух язык», — добавил Клочков.
Женщина перестала чувствовать конечности, её отвезли в городскую клиническую больницу №29.
«Отказывалась от лекарств»
В управлении ФСИН по Москве RT заявили, что Наумовой в СИЗО оказывалась медицинская помощь в полном объёме.
Источник RT во ФСИН рассказал, что Наумову неоднократно осматривал невролог и её состояние здоровья оценивается как удовлетворительное — она способна передвигаться сама.
«Но при этом сама Наумова не раз отказывалась принимать лекарства, которые ей прописывал наш врач, — сообщил собеседник. — Кроме того, её сокамерницы рассказывали, что она занимается йогой. Сначала они ей помогали себя обслуживать, но когда увидели, что она ходит и занимается физкультурой, перестали это делать».
В свою очередь, представители ОНК Москвы сообщили RT, что Наумова жаловалась на боли в спине с декабря прошлого года. В связи с этим её направляли на обследование в больницу УФСИН Москвы, но врачи не выявили заболевания, препятствующего содержанию под стражей.
«Сейчас она находится в одной из гражданских больниц. По имеющейся у администрации СИЗО информации, врачи пока не пришли к однозначному мнению относительно диагноза её заболевания», — сообщили RT в столичной ОНК.
Вице-президент российского подразделения международного комитета защиты прав человека Иван Мельников отмечает, что Наумову были обязаны отправить на медицинский осмотр сразу после того, как она пожаловалась на плохое самочувствие.
«Конституция РФ говорит, что каждый гражданин имеет право на получение медицинской помощи, неважно, является ли он при этом обвиняемым или нет», — рассказал Мельников в беседе в RT.
Как отметил правозащитник, транспортировка Наумовой в суд на носилках — это прямое нарушение её прав.
«Кроме того, вызывает вопросы тот факт, что Наумова содержалась под стражей в таком состоянии. Следователь или медицинская часть СИЗО должны были ходатайствовать о проведении медицинской комиссии, которая определила бы, можно ли содержать её в месте лишения свободы. Сама судья также могла задаться вопросом, что происходит с арестованной, которую привозят к ней на носилках», — считает правозащитник.
Пока Наумова находится в больнице, суд рассмотрел ходатайство следствия о мере пресечения и продлил её арест до 14 октября. Защита уже подала апелляцию.