«Я – русский, и на своей земле просить пощады у врага не собираюсь!»
Не знал капитан Молодцов, что фашисты вновь захватят Одессу, что придется одесситам идти его путем: создавать подполье, оказывать сопротивление, воевать с новым фашизмом в бандеровском обличье. Прошло ровно 78 лет с дня гибели знаменитого руководителя одесского подполья. Одесса помнит своих героев, Одесса чтит их память.
В июле 1941-го года, когда шли бои за город, в Одессу прибыл тридцатилетний капитан НКВД Владимир Молодцов. Владимир получил задание создать в городе партизанский отряд и оказывать максимально возможное сопротивление захватчикам. Одесские катакомбы стали родным домом для многих одесских подпольщиков, именно там базировались партизаны города.
Сам Владимир Алексеевич Молодцов был родом из Тамбовской губернии, ныне это Рязанская область. Потом жил с родителями в Подмосковье, где освоил профессию шахтера. Обычный советский парень: работал, учился, служил Отечеству, отдал жизнь за свою Родину. Но это для нас обычный. А сколько таких примеров вы сможете найти в западных историях? Несколько, о которых уже сняли десятки фильмов? История Владимира Молодцова, как и подполья города Одесса, достойна того, чтобы о ней знали и помнили.
Нынешние хозяева украинской территории пытаются рассказывать о неких «героических» подвигах УПА и ОУН. Дескать воевали они и с фашистами, и с коммунистами. С фашистами они воевали, судя по историческим данным тех же немцев, вступив в военные подразделения фашистов, служа полицаями, надзирателями и палачами. Что касается «воевали с коммунистами» - спорный вопрос. Нападение на слабо охраняемые обозы с продуктами или ранеными – это героический подвиг?
Подпольщики капитана Молодцова за год пустили под откос четыре эшелона с живой силой и техникой фашистов. Всего за время существования отряда было уничтожено около 300 противников. А румынские войска и Вермахт были вынуждены отвлечь на борьбу с подпольщиками до 16 000 человек. Отряд одесситов передавал ценные разведывательные данные в Москву, устраивал диверсии в морпорту Одессы, уничтожали автомашины с военными и грузами.
Это сравнение результативности небольшого отряда «бадаевцев» (псевдоним у Молодцова был Павел Бадаев), их было около 80 человек, и всей бандеровской организации.
За подполье в катакомбах наслышана была вся Одесса. Фашисты всячески пытались уничтожить сопротивление в Одессе: травили колодцы около выходов из катакомб, минировали выходы, пускали отравляющий газ, устраивали рейды… много фашистов навсегда остались в одесских катакомбах. Те из местных, кто перешел на сторону противника, «заблудились» в катакомбах.
В феврале 1942-го года Молодцова и нескольких подпольщиков румынские оккупанты смогли взять в плен. Причины называют разные: кто-то говорит, что в отряде был предатель, другие говорят, что группа попала в засаду. Товарищ из Одессы, который сам участвовал в работе уже нынешнего подполья, говорит, что брат его отца был в команде Молодцова, и выдала контрразведчика соседка. В любом случае, Молодцов был арестован и начались полгода пыток и допросов.
На допросах Молодцов не сказал даже своего настоящего имени, не выдал товарищей, перед лицом смерти, вел себя как обычный русский человек: с честью и гордостью. После вынесения приговора, ему румынский следователь посоветовал раскаяться и написать покаянное письмо на имя короля Румынии, таким образом сохранить свою жизнь. Владимир Молодцов на это ответил словами, который я вынес в заголовок статьи: «Я – русский, и на своей земле просить пощады у врага не собираюсь!»
Вечером 12-го июля 1942-го года героя расстреляли. На этом подполье не закончилось. В отряд к Молодцову пошло очень много пацанов, которые участвовали в обороне Одессы, но по возрасту в армию не проходили. В основе своей они вели бои с отрядами румын и немцев в каменоломнях. Когда наши освобождали город, один из детских отрядов вышел и напал на колоны отступающих румын. Пацанов-подпольщиков в церкви зажали. Когда уже патроны кончились, и ребята думали подрывать себя гранатами, на румын разведка нашего авангарда напала. Когда разведчики увидели пацанов… мягко говоря, очень удивились. Доставили домой и разоружили. Их даже в армию призывать нельзя было. Там от 12 до 14 лет пацанам было. Самому младшему из партизан кажется был 9 лет от роду, многие погибли.
Посмертно капитан Молодцов удостоился наград: орден Красного Знамени, Герой Советского Союза и орден Ленина.
Нетерпеливые читатели начнут сразу критиковать нынешнюю Одессу и ее подполье. Хочу обратить внимание: городские подполья, под руководствами специалистов, со связью с Центром и т.д., не продержались дольше года. Потом действовали местные и не местные, но уже не так громко и эффектно, сберегая людей, для того, чтобы при подходе нашей Армии суметь помочь. Так и в современной Одессе: сведения поступают, причем очень нужные и своевременные.
Подполье во времена Великой Отечественной поддерживало одесситов листовками. Точно так и сейчас информационная часть – это работа именно одесских ребят, оставшихся на ТОЙ стороне. Враг и тогда и сейчас говорит одно: вы никому не нужны, русские/советские не придут, мы всех разбили, они отступают… Мы придем! Мы никуда не отступаем! Эта война подлее прошлой, но такая же священная.
В Одессе вернется название улицы Молодцова, новые нацисты переименовали ее в честь некого Ивахненко Петра, который был сотником в ОУН. Мы сможем писать и говорить о нынешних героях, которые пока молча делают свое дело. Мы помним, что во время боев за Дебальцево, одесситы устроили такой «шухер», что в город ввели дополнительные части украинских карательных батальонов. А значит, их не было на Донбассе, погибло меньше наших бойцов, м быстрее заняли стратегически важную часть территории.
Никто не будет забыт! Дело капитана Молодцова продолжают современные одесситы. А мы… помянем героя той войны и запомним его слова – Я русский, и на своей земле просить пощады у врага не собираюсь!
Сергей Лебедев