Эксперты оценили вероятность войны между Арменией и Азербайджаном
Ситуация на границе Армении и Азербайджана вновь обостряется. Накануне, 12 июля, в районе Товуз — Тавуш произошли столкновения военных. По версии Баку, ВС Армении обстреляли азербайджанское село в Товузском районе. В Минобороны Армении заявили, что армянские вооруженные силы ведут огонь не по азербайджанским населенным пунктам, а по инженерным инфраструктурам и техническим средствам ВС Азербайджана. По версии Еревана, причиной обострения стала попытка азербайджанских военных пересечь границу в районе Тавуш, а затем при поддержке артиллерии захватить опорный пункт.
В результате конфликта погибли четверо азербайджанских военнослужащих. Ереван о своих потерях не сообщает.
Почему в Закавказье снова назревает военный конфликт и может ли ситуация вылиться в полномасштабные бои, как это случилось в апреле 2016 года, «Вечерняя Москва» спросила у экспертов.
Причины обострения
Политический обозреватель Айк Халатян видит причину обострения в ухудшении экономической ситуации и недовольстве Баку переговорами по карабахскому урегулированию.
— Не исключено, что этим обострением азербайджанские власти пытаются отвлечь внимание общества от проблем, вызванных пандемией. Другой причиной обострения может быть возврат Баку к своей традиционной политике шантажа посредников и Еревана угрозой начать войну. Ведь, судя по последним заявлениям высшего руководства Азербайджана, они недовольны ходом переговорного процесса, — сказал политолог.
Эксперт по Южному Кавказу, автор Telegram-канала «Девичья башня» Садат Гулиев также связал эскалацию с отсутствием прогресса по решению карабахского конфликта.
— Никаких подвижек в решении конфликта не происходит. Стороны ушли от основных положений в сторону обеспечения режима прекращения огня. Сейчас проблемы беженцев с обеих сторон, возвращения территорий, статуса бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) не стоят, — говорит он.
Гулиев напомнил, что за последние 10 дней произошел ряд событий, которые говорят об обострении отношений двух стран. В азербайджанском Нахичевани и вдоль линии фронта прошли военные учения. 7 июля президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что переговоры по Карабаху не ведутся.
— Минская группа ОБСЕ не реагирует на заявления премьера Армении Никола Пашиняна о том, что «Карабах — Армения, и точка». 10–11 числа президент Армении был в Карабахе, где призвал поднять демографию, армию и экономику региона. Пашинян выкатил на свою страницу в Facebook новую стратегию безопасности Армении, где одним из пунктов значится международное признание Карабаха. Международная группа ОБСЕ игнорирует это заявление, но не игнорирует воинственные заявления Баку. Азербайджан этим недоволен, — добавил Гулиев.
Яблоко раздора
Напомним, Баку и Ереван все еще находятся в состоянии войны. Камень преткновения — Нагорный Карабах. В ходе войны 1992–1994 годов Армении удалось захватить населенную преимущественно армянами НКАО и семь прилегающих районов Азербайджана. Бои были остановлены при посредничестве Москвы и после подписания Бишкекского протокола от 12 мая 1994 года. Урегулированием конфликта занимается Минская группа ОБСЕ, сопредседателями которой являются Россия, Франция и США. За четыре года войны погибли 30 тысяч человек, на момент окончания боевых действий в 1994 году около 600 тысяч азербайджанцев и 40 тысяч (шаумянских) армян оказались беженцами.
ОДКБ
Относительно версии о проникновении УАЗ с азербайджанской территории у Гулиева есть большие сомнения.
— Каким камикадзе надо быть, чтобы по горам на уазике пробираться на армянскую территорию? — удивился он.
Кроме того, как отметил Гулиев, вероятность начала Азербайджаном конфликта вдоль границы с Арменией намного ниже, чем в зоне соприкосновения войск в Карабахе.
— У Баку есть четкая позиция: не лезть на территорию Армении ввиду вхождения ее в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Есть мнения, что Армения сама устроила провокацию, чтобы проверить реакцию ОДКБ. До звонка Мнацаканяна в ОДКБ отмалчивалась, — пояснил эксперт.
Напомним, 13 июля глава МИД Армении Зограб Мнацаканян обратился к генсеку ОДКБ Станиславу Засю и пожаловался на нарушение 12 июля режима прекращения огня вооруженными силами Азербайджана. ОДКБ приняло решение созвать экстренное совещание.
В то же время Гулиев не исключает, что Азербайджан мог первым предпринять наступление с целью «размазать ВС Армении вдоль фронта», потому что живой силы у Еревана «не так много».
Что дальше
В апреле 2016 года начались крупнейшие с момента подписания бишкекского перемирия боевые действия в Карабахе. В ходе столкновений 1–5 апреля, по версии Армении, погибли 20 армянских и 200 азербайджанских военных, по азербайджанским данным — 15 «своих» и 100 вражеских военнослужащих. Минобороны Азербайджана сообщило, что Баку удалось занять территорию площадью 2 тысячи гектаров. Бывший президент Армении Серж Саргсян сказал, что армянские силы потеряли лишь 800 гектаров.
Повторится ли эскалация четырехлетней давности? Айк Халатян такого поворота не ожидает.
— Мне кажется маловероятным, что сейчас будут боестолкновения с таким количеством привлеченных сил и тяжелого вооружения, как во время «четырехдневной войны». Тем более с учетом того, что в апреле 2016 года бои шли на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе, а не на армяно-азербайджанской государственной границе. Но при этом хочу напомнить, что апрельским боям 2016 года в Карабахе предшествовало резкое обострение ситуации на армяно-азербайджанской границе в Тавуше в сентябре 2015 года, — заметил он.
Садат Гулиев заключил, что боевые столкновения не такие уж активные, хотя с азербайджанской стороны уже есть потери.
Читайте также: Еще один азербайджанский военный скончался после инцидента на границе с Арменией