«Мы хорошие, мы не начинаем войны». Что о статье Путина про Вторую мировую пишут журналисты, политики и блогеры
В американском журнале The National Interest вышла статья Владимира Путина под названием «Настоящие уроки 75-летней годовщины Второй мировой войны». В ней президент рассуждает о предпосылках войны, действиях разных стран на ее первом этапе и пакте Молотова — Риббентропа.
Материал Путина вызвал большую критику в социальных сетях. Многие в том числе указали на аффилированность журнала, в котором вышла статья, с российскими властями. «Бумага» собрала реакции блогеров, журналистов и политиков.
На русском языке статью можно прочитать на сайте Кремля, а ее разбор — например, у TJ или «Медузы».
Владимир Путин
— <…> Наша ответственность перед прошлым и будущим — сделать всё, чтобы не допустить повторения страшных трагедий. Поэтому посчитал своим долгом выступить со статьей о Второй мировой и Великой Отечественной войнах. Не раз обсуждал эту идею в беседах с мировыми лидерами, встретил их понимание. В конце прошлого года, на саммите руководителей стран СНГ, мы все были едины: важно передать потомкам память о том, что победа над нацизмом была одержана прежде всего советским народом, что в этой героической борьбе — на фронте и в тылу, плечом к плечу — стояли представители всех республик Советского Союза. Тогда же говорил с коллегами и о непростом предвоенном периоде.
Федор Крашенинников
— «Архивных документов, подтверждающих, что СССР намеревался начать превентивную войну против Германии, нет» — пишет Путин, тот самый человек, который засекретил все архивы. Очень смешно.
«А миллионы людей разных национальностей, в том числе евреи, жившие под Брестом и Гродно, Перемышлем, Львовом и Вильно, были бы брошены на уничтожение нацистам и их местным приспешникам — антисемитам и радикал-националистам» — это Путин оправдывает участие в разделе Польши.
Но минуточку, буквально спустя два года нацисты пришли и уничтожили евреев в тех самых местах. По логике Путина, в 1941 году они были брошены на уничтожение? И чем сталинское правительство в этом смысле лучше польского?
Алексей Венедиктов
— А мне нравится статья Владимира Путина о причинах Второй мировой. Она абсолютно честная — он так думает. Я даже слышу некоторые его интонации в ней. Так что не валите эту статью на спичрайтеров. Автор Путин. И он так думает на самом деле.
Леонид Волков
— Пакт Молотова — Риббентропа был гнусным преступлением Сталина и Гитлера, а оккупация прибалтийских государств — позорным эпизодом нашей истории. <…> Основная часть статьи Путина — перечисление списка виновных в том, что через 20 лет после Версаля началась Вторая Мировая война. В этот список Путин включает и Францию, и Польшу, и Великобританию, и еще много кого. Только про Гитлера забыл.
Сергей Железняк
— Вышедшая в американском журнале статья главы нашего государства послужит очень важным уроком для граждан в других странах. Для многих документальные факты, приведенные в материале, станут откровением.
Владимир Путин показал гражданам других стран, что Россия открыта к диалогу, не приемлет языка агрессии, уважает чужой суверенитет, никогда не позволит диктовать нам чужие правила игры и будет отстаивать историческую правду на всех мировых площадках
Только бережно сохраняя правду о прошлом, можно уверенно строить будущее, в котором лучшие традиции нации и опыт предков будут использованы и приумножены новым поколением для устойчивого развития страны и укрепления глобальной стабильности. Пожалуй, это один из ключевых смыслов прозвучавшего обращения нашего президента к миру.
Олег Козырев
— Ключевая ошибка внешнеполитической риторики Путина (которую он проявил и в своей статье) — попытка оправдать большевиков, ошибочно привязывая их к России. Не надо их к России привязывать.
Большевики были игилоподобной международной политбандой, которые захватывали страну за страной. Могли первой захватить Францию, могли Германию. Но первой не повезло России. А потом не повезло Вьетнаму, Китаю, Кубе и много кому еще. Может кто-то о террористах ИГИЛа (запрещенная в России террористическая организация — прим. «Бумаги») сказать, что они это Сирия, или они это Ирак? Нет. Ну так и не надо привязывать международную банду большевиков к России.
Да, они захватили ее. Но у них не было ни роду ни племени. Они были из всех стран, они были всех национальностей… [в] этой банде по идеологическому принципу собрались и латыши, и русские, и грузины, и евреи, и калмыки, и монголы, и китайцы, и все подряд. Равно как и в террористический ИГИЛ.
Бремя преступлений большевиков не должно висеть бременем на России. Россия не должна быть преемницей их преступлений. Пора бы уже провести Нюрнберг над коммунизмом с последующей люстрацией. Все эти попытки оправдать Сталина исходят из ложного посыла, что Сталин это Россия. Сталинизм это не Россия, это большевистский ИГИЛ начала двадцатого века. Чем быстрее Россия осудит международных красных террористов — тем будет лучше.
Вся Восточная Европа от них пострадала, половина Латинской Америки от них мучилась, большая часть Азии и многие в Африке несли потери от красного террора.
Надеюсь, Россия организует международный суд по теме красного террора и отделит себя от тех, кто ее захватил в 1917 году.
Владимир Варфоломеев
— Статья Путина в «авторитетном издании» National Interest (журнал издает консервативный Центр национальных интересов, которым руководит Дмитрий Саймс, эмигрант из СССР и ведущий передачи «Большая игра» на Первом канале — прим. «Бумаги») — это примерно как интервью Трампа для блога Пушкова.
Дмитрий Травин
— Идея опубликованной сегодня статьи Владимира Путина <…> очень проста: мы хорошие. Мы не начинаем войны. Ни СССР, ни нынешняя Россия.
До какого же убожества нужно было довести нашу внешнюю политику за последние годы, чтобы приходилось в оправдание писать подобные статьи! А это именно попытка оправдаться, поскольку текст сперва был опубликован на Западе — в журнале National Interest. Ни Горбачеву, ни Ельцину, ни даже Брежневу не требовалось оправдываться перед Западом, поскольку 70 лет после Второй мировой существовало общее представление, что именно Гитлер был агрессором. Советский Союз обвиняли в репрессиях, в тоталитаризме, в подавлении свобод стран Центральной и Восточной Европы, но крайне редко — в развязывании войны. Однако Путин сумел изменить ситуацию. Не каждому бы это удалось, но президент нашей страны напортачил во внешней политике так, что среди серьезных западных политиков у России почти не осталось друзей. Это как раз тот случай, который можно охарактеризовать известной фразой: «это больше чем преступление, это ошибка».
После Крыма на Россию стали смотреть как на агрессора, а затем современную ситуацию перенесли в прошлое. Во всяком случае, по мнению Путина (как следует из его статьи), историю на Западе стали пересматривать. И это, бесспорно, итог деятельности самого Путина и его беспомощного министра странных дел Лаврова, не сумевшего хоть как-то поддержать репутацию России в мире. Понятно, что присоединение Крыма нужно было для повышения рейтинга Путина, и он в 2014 году легко пожертвовал внешней политикой ради внутренней. Но ныне от повышения путинского рейтинга ничего не осталось. А созданные этим для России проблемы остались. И никакая статья не сможет изменить ситуацию, поскольку мнения широких масс формируются не аргументами и не фактами, а предубеждениями.
У Путина уже такая репутация, что он до конца своего правления будет тянуть репутацию России вниз. А путинскому преемнику придется очень постараться для того, чтобы исправить ситуацию, и сделать так, чтобы Россию больше не ассоциировали со Сталиным и Путиным.
Руслан Усачев
— Интересно, сколько всего интересного президент Путин напишет в статье, приуроченной к 100-летию победы в Великой Отечественной.
«Дыхание Блокчейна-Стокса»
— Эта путинская статья, опубликованная сначала на английском, и только потом на русском, — полный пиар-провал. Представляю, как они там запостили и с замиранием сердца следили — ну, кто заметит? Кто возмутится? А никто. Ну не интересны миру эти путаные многословные обидки и нелепая торговля за какие-то призраки прошлого (мы свой пакт осудили — и вы свой осудите, а то так нечестно!).
В «Нью-Йорк Таймс» мне пришлось специально поискать, чтобы найти даже не редакционную новость, а агентскую перепечатку. Надо было в свое время прилежно учить уроки агентства «Кетчум», сократить эту телегу до читаемых 1200 слов, раздать журналистам полный текст под эмбарго — тем более что там никакой интриги-то и нет. Ладно если бы он там объявил, что назначает себя пожизненным императором. А так ну реально, чижика съел. Понятно, что всё это было рассчитано на «уважаемых партнеров», но там это просто никто не заметил, потому что на таком языке в 2020 году просто не говорят. А деду некому сказать, он в бункере. SAD, как говорится.