Самый благоустроенный город Российской Империи
Рольф Мальте. Польские земли под властью Петербурга. М., 2020. С. 277
Источник
Тем временем в Великороссии:
Ничего нет более поразительного, как впечатление, переживаемое невольно всяким, кто из центральной России приезжает на окраину: кажется, из старого, запущенного, дичающего сада он въезжает в тщательно возделанную, заботливо взращиваемую всеми средствами науки и техники, оранжерею. Калужская, Тульская, Рязанская, Костромская губернии и вся эта центральная Русь напоминает какое-то заброшенное старьё, какой-то старый чулан со всяким историческим хламом, отупевшие обитатели которого живут и могут жить без всякого света, почти без воздуха; где насилие никого не заставит закричать, а если кто и закричит – никто этого не услышит.
В Московском учебном округе только в эти два года был закрыт целый ряд прогимназий: в Ефремове, Касимове, кажется – Белеве, немного ранее – в Брянске; здесь сокращается ученье, то есть оно так дурно было поставлено, так мало сообразовано было с местною нуждою и так, вообще, беспризорно заброшено, что явилась даже внешняя необходимость его сократить; войдите же в Привислянский, Ост-Зейский край, в бывшую Новороссию, на Кавказ, даже в города Туркестана, и вы увидите тщательность сюда приложенных забот.
Как пустынна от них сравнительно Россия, с двумя единственными своими университетами, Московским и Казанским, на линии от Новгорода до Томска, от Архангельска до Харькова. Можно подумать, что «империя» перестает быть русской; что не центр подчинил себе окраины, разросся до теперешних границ, но, напротив, – окраины срастаются между собою, захлёстывая, заливая собою центр, подчиняя его нужды господству своих нужд, его вкусы, позывы, взгляды – своим взглядам, позывам, вкусам. Употребляя таможенную терминологию, Россия пользуется в самой России «правами наименее благоприятствуемой державы».
Русские в России – это какие-то израильтяне в Египте, от которых хотят и не умеют избавиться, «исхода» которых ожидают, – а пока он не совершился, на них возлагают все тяжести и уплачивают за труд ударами бича.
И если Россия духовно есть как бы обмершая страна, если из всех её населяющих народностей русская с наибольшею робостью, где-то в углу и под фалдой читает своё credo, – слишком понятно, что все остальные народности смотрят на неё как на очень обширный и удобный мешок, в котором они сохраняются на время, чтобы потом, вывалившись на свободу, зацвести своею самобытною жизнью.
Василий Розанов
«Кто истинный виновник этого?»
1896 г.
Сначала в РИ, потом в СССР, теперь в РФ.