В Оренбурге глава ОП отказалась рекомендовать в ОНК правозащитников из-за «денег оттуда»
Сергей Бабинец написал, что в апреле и мае он и его коллеги — сотрудники Комитета против пыток Вячеслав Дюндин, Альбина Мударисова и Тимур Рахматулин — обращались к Ивановой за рекомендациями для вхождения в новый состав ОНК. Однако Иванова отказалась давать рекомендации. В интервью «Эху Москвы в Оренбурге» она объяснила это тем, что правозащитники якобы являются «иностранными агентами», которые «получают деньги оттуда» и которым «заварушка в нашей области нужна, чем круче, тем лучше».
«Комитет против пыток иностранным агентом никогда не был, — написал Бабинец. — В Комитете против пыток мы ни „деревянных“, ни „зеленых“ не получаем. Работаем в российской коммерческой фирме, которая исправно платит налоги и не имеет претензий от проверяющих органов. <…> Не понимаю, почему наше желание того, чтобы в исправительных учреждениях соблюдался закон, вы называете „заварушкой“?»
В письме правозащитник также сообщил, что в 2014–2017 годах, когда сотрудники оренбургского отделения состояли в региональной ОНК, они «выиграли 10 судов в пользу членов ОНК, добились осуждения бывшего начальника колонии-поселения №11 Филюса Хусаинова, который использовал труд осужденных в своих личных целях, добились осуждения экс-начальника СИЗО №2 Евгения Шнайдера и начальника оперативного отдела этого учреждения Виталия Симоненко, которые избили троих заключенных, один из которых, Владимир Ткачук, впоследствии от полученных травм скончался». В конце своего открытого письма Бабинец предложил Ивановой провести дебаты о работе правозащитной организации и соблюдении прав оренбуржцев, которые пострадали от пыток.
Помимо Ивановой, рекомендации сотрудникам Комитета против пыток отказался давать уполномоченный по правам человека в Оренбургской области Анатолий Чадов. Об этом «7х7» сообщил Тимур Рахматулин. По его словам, в 2020 году Общественная палата России объявила о формировании очередного созыва ОНК Оренбургской области 9 апреля.
— Нас рекомендовали туда две местные общественные организации — «Мемориал» и «Твои права». Документы в Общественную палату России мы отправили, — сказал правозащитник. — В 2017 году мы не смогли попасть в наблюдательную комиссию по той причине, что наши кандидатуры не получили в ОП РФ ни одного голоса.
Общественная наблюдательная комиссия — региональная общественная организация, которая контролирует соблюдение прав человека в местах принудительного содержания. Срок полномочий ОНК составляет три года.