Почему Калининград стал «кинжалом» и как Европе с этим жить?
Что ж, замечание по поводу «военной базы» не лишено оснований. В последние годы военное значение российского эксклава на балтийском побережье действительно растет. А вместе с ним усиливается обороноспособность региона.
В начале октября 2016 года в западных СМИ появилась информация, что Россия разворачивает в Калининградской области оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер». А через месяц стало известно, что группу войск в Калининградской области усилили еще и береговыми ракетными комплексами «Бастион».
Разумеется, это вызвало крайне нервную и неадекватную реакцию в США и НАТО. Я даже опускаю тот факт, что любая страна имеет право разворачивать любое незапрещенное международными договорами оружие в любой части своей территории. Обвинения России в том, что она разворачивает оружие на российской же земле, в принципе нелепы. Это как если бы мы стали обвинять США в том, что у них есть военные базы на Аляске. Да, мы тоже можем сказать, что это нам угрожает. Но при этом признаем – это их суверенное право. Так же, как право России размещать что угодно в Калининграде.
И, между прочим, разворачивание там «Искандеров» и «Бастионов» – это не прихоть и не бряцанье оружием, а насущная необходимость защитить регион от возможных агрессивных намерений Запада. И они, эти намерения, существуют, во всяком случае, Запад их вполне себе демонстрирует, нарываясь на соответствующую реакцию Москвы.
Как тогда объяснил министр обороны Сергей Шойгу, Москва вынуждена принимать меры оборонительного характера из-за того, что НАТО наращивает наступательный потенциал на границах России и Белоруссии. «Бастионы» же, по его словам, фактически закрыли все побережье Балтики в районе Калининграда.
С тех пор США и НАТО регулярно обрушиваются на Россию с обвинениями в милитаризации региона. Крайне нервно они реагируют и на любые учения. К примеру, на днях расчеты комплексов «Искандер» провели тренировку по нанесению условных ракетных ударов. Реакция наших оппонентов – предсказуемая.
И почему-то они не упоминают, что российские учения проходят на фоне учений ВМС стран НАТО BALTOPS 2020, в которых принимают участие 19 стран, задействованы около 30 кораблей, до 30 самолётов и вертолётов и около 3 тыс. военнослужащих. Сообщалось, что основные направления учений включают отработку задач противовоздушной, противолодочной и противоминной обороны, а также морскую блокаду.
Стоп. Морскую блокаду чего? Уж не Калининградской ли области?
Стоит отметить, что натовские учения вблизи нашего балтийского побережья проводятся более чем регулярно, поблизости от наших рубежей регулярно проходят их боевые корабли, в непосредственной близости от нашего воздушного пространства регулярно пролетают их самолеты. На это все, что, не обращать внимания?
При этом западная пропаганда постоянно пытается повернуть ситуацию так, что это Россия угрожает НАТО, а не НАТО – России. Крошечная Калининградская область рисуется в качестве точки, с которой РФ якобы начнет завоевание Европы. Почитайте материалы в их военных изданиях – все крутится вокруг того, что Россия обязательно нападет на Европу, для чего ей потребуется т. н. сувалкский коридор – 100 км, которые Россия якобы «прорубит» через территории Польши и Литвы для сухопутного обеспечения Калининграда с территории Белоруссии.
Кстати, очень сомнительно, что Белоруссия «подписалась» бы на такое, там даже идею российской военной базы отвергают. Но западной пропаганде такие «мелочи» – до лампочки. Им, главное, придумать более или менее реалистичный сценарий нападения России на НАТО. Другие сценарии крутятся вокруг мифического вторжения российских войск на территории сразу всех трех прибалтийских республик. Натовские военные стратеги наперебой соревнуются в озвучивании количества часов, которые у Москвы уйдут на захват Риги, Вильнюса и Таллина, пока союзники не подоспеют на помощь.
И все легенды военных учений крутятся вокруг этого. Ну и заодно вокруг возможности нанесения превентивного удара по Калининградской области и отрезанию ее от остальной России.
Понятно, что в России никто и не думает о возможности нападения на кого-либо, но реально разрабатываемые планы захвата Калининграда со стороны наиболее предполагаемого противника не могут не настораживать и вынуждают готовить планы ответных действий. И ладно бы у наших «партнеров» все ограничивалось планами на бумаге и легендами учений – в конце концов, работа всех генштабов мира заключается в том, чтобы такие планы разрабатывать.
Но не могут не настораживать и конкретные шаги, которые можно истолковывать как подготовку к воплощению таких планов. Так, в прошлом году стало известно, что американский военный контингент в Польше будет увеличен с 4,5 тыс. до 5,5 тыс. человек. Пока нет ясности с созданием базы «Форт-Трамп», которую поляки так мечтают создать у себя и даже готовы сами платить за это. Так или иначе, все чаще звучащее в последние годы настойчивое требование Польши, а также стран Прибалтики увеличить у себя натовское военное присутствие едва ли говорит об их исключительной миролюбивости.
Другой вопрос, что в самих США с приходом к власти Трампа нет единства по этому вопросу. Трамп является сторонником того, чтобы зарабатывать на военном присутствии в мире, постоянно пытается снизить ненужные, с его точки зрения, расходы, в том числе на так называемую «Европейскую инициативу сдерживания на восточном фланге НАТО», однако его оппоненты продолжают проталкивать траты на «сдерживание» России и весьма успешно.
Между тем стоит помнить, что т. н. восточный фланг НАТО находится в непосредственной близости от границ России и это он приблизился к России, а не наоборот, причем без какой-либо на то военно-политической необходимости. Ведь в короткий промежуток времени с момента распада ОВД в 1991 году и вплоть до вступления в НАТО Польши, Венгрии, Болгарии и Чехии в Европе был, пожалуй, самый высокий уровень безопасности за всю историю континента. Но Западу потребовалось расширить альянс уже не только за счет бывших членов ОВД, но и за счет бывших советских республик, приблизившись уже непосредственно к нашим границам, что было прямым военно-политическим вызовом России.
Между тем западная пропаганда пытается представить себе ситуацию так, будто это Россия приблизилась и начала угрожать НАТО, а не наоборот!
Собственно, с этого момента Калининград действительно становится «кинжалом» в сердце НАТО. С той лишь оговоркой, что это не мы его воткнули в сердце НАТО, а сердце НАТО очень захотело на него напороться.
Хотя, наверное, историю этого статуса Калининградской области стоит все же вести с 1991 года, с момента, когда в результате распада ОВД и СССР регион стал эксклавом, окруженным враждебно настроенными по отношению к России странами. Уже тогда вопрос вступления этих стран в антироссийский альянс и появления там американского оружия стал вопросом времени.
В 2001 году президент Джордж Буш-младший объявил об одностороннем выходе США из Договора об ограничении систем противоракетной обороны. А вскоре стало известно о планах создания европейского элемента системы ПРО под предлогом защиты Европы от возможного ракетного нападения. При этом российские власти сразу же высказали опасения по этому поводу и предупредили, что не оставят это без должной реакции. Американцы же пытались убедить всех, что это не против России, а против Ирана.
При Б. Обаме сроки развертывания программы лишь сдвинулись, в итоге в Румынии и Польше все же появились установки Мк-41 системы Aegis, которые, как известно, могут из оборонительных быстро переделываться в наступательные, чтобы осуществлять пуск крылатых ракет Tomahawk. В Польше от места развертывания установок до Калининграда всего 200 км.
Может, все же Калининград никакой не кинжал в сердце Европы, а щит, прикрывающий западные рубежи России?
Примерно ту же функцию выполняет Крым, в «излишней милитаризации» Россию также любят обвинять. Ну а как иначе, когда американские корабли регулярно заходят в Черное море, где им вообще нечего делать, когда их уже стратегические бомбардировщики летают совсем рядом? Может, это мы регулярно проводим военно-морские учения с отработкой высадки десанта возле берегов Калифорнии?
Ядерная война в небе над Украиной или российско-украинская граница по Днепру?
Ну, ладно, Крым – история отдельная, они считают его «незаконно оккупированной территорией Украины», но то, что Калининград – территория России, где мы вольны ставить все, что хотим. Хотя находятся и такие, кто фантазирует об отторжении Калининграда. Ладно если бы это были немцы, у которых мы получили регион по результатам войны и решению Потсдамской конференции. Нет, российский статус Калининграда оспаривают поляки, которые имеют на него не больше исторических прав, чем мы на Варшаву.
Правда, оспаривают пока не политики. В марте этого года читатели Gazeta Wyborcza предложили забрать у России Калининград, поскольку тот оказался в «полуизоляции» после решения российских властей закрыть границы из-за пандемии. Автор напомнил, что жители Калининградской области привыкли делать покупки в польских супермаркетах, но теперь оказались лишены этой возможности, в то время как в российских магазинах создали запас продуктов, которого хватит только на месяц, даже если регион окажется абсолютно изолирован.
Комментарии под статьей были примерно такие: «Мне интересно, что сделал бы Путин, если бы внезапно обнаружил на подходах к Калининграду польских зеленых человечков».
Понятно, что это не официальная позиция Варшавы, но можно не сомневаться, что многие в Польше об этом задумывались. Правда, забрать Калининград – кишка тонка даже с помощью американских солдат, не зря он считается «неприступной крепостью».
Кстати, тогда, в марте, именно Варшава первой закрыла границы. Странно, что при этом какие-то претензии высказывались в адрес России. Конечно, это было обусловлено страхом перед коронавирусом – Польша первой в Европе отгородилась ото всех соседей. Но и в обычное время, как мы знаем, поляки не очень-то питают любовь к России и не стремятся помочь сделать Калининград, который они называют Крулевецем, мостом между Россией и Европой. Напротив, они сделали все, чтобы превратить регион в эксклав не только географический, но и военно-политический. То же делают и прибалты. То же делают и их западные хозяева. Россия только защищается.
Да, Калининград не смог стать центром торговли, туризма и социальных контактов между Россией и Западной Европой, но не по нашей вине. Может ли еще все измениться? Может. Если как минимум Польша и страны Прибалтики выйдут из НАТО, а как максимум Литва, Латвия и Эстония вновь станут одной страной с Россией, ликвидировав Калининград как политический эксклав.
В свое время Сталину хватило ума не отдавать Калининград Литве вместе с Клайпедой, хотя тогда никто в страшном сне не мог представить себе развала Союза, и такой шаг выглядел логично. Только благодаря этому Россия сохранила выход к Балтийскому морю. Калининград же остается для кого-то кинжалом в сердце, а для кого-то – надежным щитом.