Мишустин против Собянина: цифра против цифры или налоги против бордюров
Главной политической новостью последних дней в России является, безусловно, противостояние премьера Михаила Мишустина, который презентовал «Общенациональный план действий, обеспечивающий восстановление занятости и доходов населения», и партии коронавируса во главе с московским мэром Сергеем Собяниным, который тоже хотел быть премьером и, по факту, чуть не стал им. В отличии от Собянина, который действовал шоковыми методами, каждую неделю преподнося москвичам какой-то «сюрприз», Мишустин намерен варить нас, как лягушек, на медленном огне цифровизации, периодически добавляя в котел щепотку сахару.
Мишустин готовился к атаке долго, дав Собянину полную свободу глумиться над москвичами с цифровыми ошейниками, «Социальным мониторингом», закрытием храмов, графиком прогулок и т.п. и тем самым максимально настроить против себя не только москвичей, но и Президента Путина, который, благодаря полету собянинской фантазии, превратился в глазах россиян в позднего Брежнева — с соответствующими анекдотами и пародиями юмориста Галкина.
И вот 1 июня Мишустин «выстрелил». Симптоматично, что площадкой, которую премьер избрал для атаки на конкурента, стал президиум координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с коронавирусом. Т.е. речь идет не о правительстве, а о некой чрезвычайной комиссии. Ранее на эту же роль чрезвычайщика претендовал и сам Собянин, который в марте-апреле фактически пытался «рулить» всей страной, воспользовавшись паникой части представителей федеральной элиты и данными ему Путиным и Думой полномочиями. Забегая вперед, скажем, что, согласно «общенациональному плану» Мишустина, впредь руководить страной будет именно узкий состав «президиума»: «Ведущая роль в системе управления реализацией Общенационального плана будет принадлежать Президиуму Правительства Российской Федерации. Работа по ключевым инициативам будет проводиться в соответствии с векторами развития, определенными в национальных проектах, не подменяя их, но конкретизируя критически важные задачи на период восстановления экономики».
Однако, вернемся к заседанию 1 июня. Пункт 6. Мишустинского постановления гласит:
«Минюсту России, Минздраву России, Роспотребнадзору проанализировать совместно с правительством Москвы и экспертным юридическим сообществом практику применения нормативных правовых актов (в том числе указов мэра Москвы), принятых в целях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, обратив особое внимание на положения, в наибольшей степени затрагивающие права и интересы граждан. Обеспечить информационное сопровождение данной работы. О результатах доложить в Правительство Российской Федерации. Срок — до 8 июня 2020 года».
То, что речь идет именно о Собянине и его последователях вроде питерского Беглова (который вовремя сориентировался и отказался от идеи QR-пропусков для массово «забивших» на «самоизоляцию» петербуржцев) или губернатора Московской области Воробьева, поняли все и сразу. Даже СМИ, которые спросили у главного пресс-секретаря страны Пескова: получил ли Мишустин санкцию на «съедение» Собянина у Путина? Ответ Пескова свидетельствует, что да, получил: «Я считаю, что вы можете спросить об этом правительство. Совершенно необязательно это как-то комментировать в Кремле».
В СМИ и ТГ-каналах, несмотря на все PR-бюджеты Сергея Семеновича, началось тихое и, безусловно, давно заслуженное «мочилово» московского мэра. Ему припомнили все: и бесконечное перекладывание бордюров, и сокращение коечного фонда в больницах Москвы, который он потом «героически» восстанавливал, и закрытие храмов на Пасху и организацию массового заражения людей в метро в очередях за пропусками 15 апреля, и сотни тысяч видеокамер и «Социальный мониторинг» на серверах НАТО, и раскрытие оперативных секретов спецслужб, и слухи о том, что его зам Ракова вывозила из России своих родственников на частном бизнес-джете. В итоге от Собянина отвернулись почти все. Например, тот же подмосковный Воробьев поспешил объявить об открытии храмов в Подмосковье (в Москве это сделал сам Патриарх). Но некоторым губернаторам это, скорее всего, не поможет. По сведениям «Катюши», на Старой площади активно обсуждают предстоящий «губернаторопад» — наши источники говорят о 21 губернаторе — кандидате на увольнение. Коронавирусная вольница вполне может стать одним из поводов для такого рода кадровых решений. Первые «звоночки» уже прозвенели. Так, суд признал губернатора Краснодарского края надлежащим ответчиком по карантину.
Впрочем, дело, конечно, не в коронавирусе и даже не в пристрастии условного Собянина к бордюрам. Дело в критически низком уровне поддержки власти, в первую очередь — самого Путина и всей политической конструкции. И это недоверие возникло задолго до коронакризиса, который лишь усугубил ситуацию. Слив «крымского консенсуса», пенсионная и налоговая «реформы», цифровая трансформация страны появились вовсе не три месяца назад. Нынешний же кризис не только обрек миллионы россиян если не на нищету, то на очень незавидное существование, но и подточил последние «скрепы», за которые держалась федеральная власть — массовое уважение к Церкви и наша Победа.
Поэтому план кремлевских технологов списать все издержки коронабесия на вороватых и ретивых не по разуму губернаторов (что особенно актуально перед голосованием за обнуление сроков) может не сработать — хотя собяниных и правда жалеть особо не за что.
Гораздо интереснее в этой связи посмотреть, что предлагает нам власть взамен — в лице Мишустина.
Премьер наконец «явил личико», представив «Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и дополнительные структурные изменения».
Документ достаточно фундаментален, его явно начали писать не вчера, а возможно, и вообще еще до всякого коронакризиса и, быть может, даже до назначения Мишустина премьером. По сути, это программа развития страны на три года — так, как ее видит Мишустин и стоящие за ним советники. Попробуем остановиться на ключевых моментах и убедимся, что разница между планом Мишустина и планом Собянина сводится, в основном, к бордюрам: оба намерены двигать страну в одном цифровом направлении, только разными методами.
Как следует из «плана», Мишустин не намерен отменять коронавирусных ограничений еще минимум года полтора: «Санитарно-эпидемиологические ограничения будут сниматься постепенно и неравномерно по регионам в зависимости от эпидемиологической ситуации и мощностей системы здравоохранения. Часть санитарно-эпидемиологических требований к условиям работы предприятий и организаций будет носить долгосрочный характер и приведет к росту текущих издержек бизнеса. Именно санитарно-эпидемиологическая обстановка, прежде всего, определяет скорость открытия и восстановления экономики».
План разделен на три этапа. Первый продолжится до сентября 2020 года и предполагает сохранение большого числа ограничительных мероприятий. Постепенное восстановление экономики начнется, по Мишустину, не раньше октября, а в полную силу страна заживет (если «партнеры» не запустят чего-нибудь новенького) только с июля следующего года.
«План» предусматривает целый ряд «пряников» для бизнеса — это и льготные кредитные программы для пострадавших отраслей, и переход на упрощенную систему налогообложения, и мораторий на плановые проверки (при условии перехода на «риск-ориентированный» подход), и продление лицензий, и субсидии, в частности, на производство микроэлектронной продукции, и финансовое обеспечение НИОКР, и даже строительство целого ряда инфраструктурных проектов (дороги, мосты, аэропорты, транспортные обходы).
Но вот для граждан «общенациональный план» означает полную трансформацию всей их жизни. Да, Мишустин намерен платить пособия потерявшим работу, семьям с детьми и еще целому ряду категорий граждан. Но это, во-первых, совсем не те суммы, которые граждане привыкли зарабатывать самостоятельно, а во-вторых, нас явно приучают жить на подачки от государства, создавая полную зависимость огромного количества людей от прихоти даже не чиновников, а лиц, которые будут закладывать алгоритмы искусственного интеллекта.
Именно цифровизация всего и вся и является главным содержанием «плана». Так, он прямо предусматривает «поэтапный переход на полностью безбумажное взаимодействие контрольных органов и проверяемых лиц при сдаче отчетности и обмене документами, отказ от обязательности хранения документов строгой отчетности в бумажном виде».
А также «переход на проактивное и комплексное оказание государственных услуг в цифровом виде без необходимости очного посещения органов государственной власти и МФЦ на базе платформенных облачных решений, внедрение электронных реестров выданных разрешений и лицензий, создание единой системы онлайн идентификации граждан и обеспечения юридической значимости совершаемых ими действий в цифровых каналах взаимодействия».
«Цифровизация здравоохранения: формирование единой информационной системы в сфере здравоохранения (в том числе создание единой цифровой медкарты) с целью обеспечения доступности необходимой помощи каждому человеку, создание единой онлайн системы медицинской статистики и мониторинга работы медицинских организаций.
"Новая образовательная среда": цифровизация образовательных учреждений всех уровней, создание новых и интеграция имеющихся платформ оценки качества знаний и онлайн обучения, подготовка и переподготовка кадров».
И это еще не все: «План» предполагает «введение института цифровой репутации с внедрением механизмов адресного подбора и проактивного одобрения инструментов поддержки на основе скоринга базы данных о субъектах МСП, созданной путем интеграции сведений из различных источников в рамках Цифровой платформы Сентябрь 2020 г.»
«Цифровизация исполнительного производства на всех этапах, включая организацию электронных уведомлений, доступ к полной информации о ходе исполнительного производства, перевод в электронный вид всех видов ходатайств.
Перевод в электронный формат взаимодействия и оказания нотариальных услуг заявителям (наследство, доверенности и др.) с использованием инфраструктуры электронного правительства и единой биометрической системы».
Есть в «Плане» и намек на грядущую вакцинацию: «Разработка концепции внедрения форм дистанционного контроля/мониторинга соблюдения требований (дистанционный/бесконтактный надзор) санитарного законодательства.
Совершенствование Национального календаря профилактических прививок и календаря прививок по эпидемическим показаниям в части включения иммунизации против новой коронавирусной инфекции (после разработки и регистрации вакцины)».
В общем, сплошная собянинщина с ее тотальным контролем и дистанционной школой, только чуть-чуть припудренная поблажками для бизнеса и растянутая во времени. Не удивительно, что именно нынешний премьер Мишустин был главным лоббистом скандального антиконституционного закона «О едином регистре населения».
Примечательно, что новый стратегический документ развития страны, который подменяет собой все путинские «нацпроекты», а равно и Конституцию с ее гарантиями неприкосновенности частной жизни, принимают без всякого обсуждения с обществом, даже толком без публикаций в СМИ. Может, это потому что в Кремле смутно понимают, что это вовсе не то, чего ждет от них народ, но боятся испортить картинку 1 июля, когда запланировано голосование за поправки и «обнуление сроков»? Но ведь карантин когда-нибудь все-таки придется снимать — и без уличных протестов не обойдется уже точно: наш народ уже на собственной шкуре начал осознавать, что такое цифровой концлагерь, не говоря уж об остальных социальных рисках.
А коли так, не лучше ли для сохранения стабильности системы и снижения рисков отправить в народное хозяйство не только одиозного московского мэра, но и премьера-цифровика со всем его «цифровым спецназом» и вернуться к ценностям тысячелетней России или хотя бы к тому Путину, которого мы видели в 2014 году или еще два c небольшим года назад на трибуне Совета Федерации?
Андрей Цыганов, РИА Катюша