Как определяются умершие от Covid-19 на Западе?
Как определяются умершие от Covid-19 на Западе?
Недавно бросил кто-то фразу: везде случаи летальности определяются по-разному. Есть, однако, две разности: внутри развитых капиталистических стран и пороговых или развивающихся стран, внутри авторитарных режимов и демократических систем.
Три другие большие разницы: хорошо ли функционируют научные институты, отлажены ли механизмы передачи информации снизу вверх в СМИ, а также – прозрачна ли статистическая система.
Институт им. Роберта Коха при минздраве ФРГ считает «коронавирусными» случаи, когда у умершего был подтвержденный лабораторным тестом SARS-CoV-2 и смерть произошла в связи с инфекцией. «Риск умереть от Covid-19 у лиц, у которых уже были определенные прежние заболевания, выше. Поэтому на практике трудно решить, насколько инфекция SARS-CoV-2 напрямую привела к смерти. В настоящее время учитываются как люди, которые умерли непосредственно от этого заболевания («умершие от»), так и лица с предварительными заболеваниями, которые были инфицированы SARS-CoV-2 и в отношении которых невозможно окончательно доказать, что было причиной смерти («умершие с»)», - говорится на портале института. Умершие, которые не были протестированы, но в отношении которых есть подозрение на возможную смерть от Covid-19, также могут быть исследованы на вирус после смерти (post mortem).
Вот так считает Германия. Так рекомендует считать ВОЗ. В ходе пандемии учет умерших во всех западных странах проводился по – этой – одинаковой статистическо-медицинской методике.
Однако везде есть нюансы при учете. В Гамбурге, например, роль Covid-19 в летальном исходе еще и устанавливается у всех умерших во время пандемии при вскрытии. Такие усилия, естественно, делают результат более «чистым» и понижают процент ковидной летальности в регионе. В Нью-Йорке среди «ковидных смертей» учитываются не только позитивно протестированные, но даже умершие с внешними симптомами «короны», что повышает процент летальности.
Для общей статистической картины смертности от Covid-19 важно, все ли заболевшие с симптомами или только группы риска проходят тесты, все ли обращаются к врачу. В Италии некоторое время учитывались только умершие с позитивным тестом в больницах. Из-за ограниченной возможности тестов не фиксировались случаи на дому и в домах престарелых. Многие жители предпочитали остаться дома, чтобы ослабить нагрузку на медицинскую систему, и умирали без установления диагноза. Все это – при общих равных критериях формального установления причины смерти – статистически снижало процент летальных исходов от Covid-19.
Особую роль в общей картине ковидной смертности играет также демографическая структура населения. При этом открытым остается вопрос, сколько особо подверженных опасности людей инфицировано в разных странах. В начале в Германии заражены были в основном молодые люди, лишь позднее вирус перешел на дома престарелых и летальность выросла в 15 раз. Причиной роста числа смертей в статистике может быть и разница между началом пандемии и временем наступления летальных исходов.
Однако даже верно зафиксированная статистика летальности ничего не говорит о причинах смертности. Так, эксперты американского университета им. Джонса Хопкинса пишут, что общий процент летальности зависит от всего количества протестированных лиц. Тем не менее, в Италии и Германии количество протестированных почти одинаковое, а процент летальности в Италии в разы больше. Одной из причин остается перенапряжение систем здравоохранения в различных странах. Когда больницы не справляются с числом ковидных пациентов, возрастает и летальность. Это было видно в Италии, Франции и Нью-Йорке.
Окончательную ясность в статистику могут привнести лишь эпидемиологически-математические модели. Главным критерием при этом будет «повышенная смертность» в определенный период и на протяжении всей пандемии. Она может разительно отличаться от количества умерших с вирусом, установленным лабораторным путем.
На рост общей смертности во время пандемии, конечно, влияют и другие факторы: например, суициды из-за стресса или депрессии, неоказание помощи другим тяжелым больным из-за перегрузки системы здравоохранения. С другой стороны, они нивелируются понижением числа ДТП и улучшением качества воздуха.
В своих прогнозах институт им. Роберта Коха исходит из сопоставимой эпидемии гриппа. В сезон 2017/2018 годов в Германии было почти на 25 тысяч больше смертей, чем в тот же период в предыдущие годы. Между тем на основании анализов было зафиксировано лишь 1 674 летальных исходов от гриппа.
Телеканал ARD, ссылаясь на портал Euromomo, рассчитывает, что в Европе между серединой марта и апреля умерло на 100 тысяч человек больше, чем обычно. 95 тысяч из них – в возрасте старше 65 лет. Особенно значительна повышенная смертность в Испании, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии и Швеции. Соответствующие графики публикует и журнал Economist.
Помещенная там таблица наряду со случаями смерти от Covid-19 и повышенной смертностью показывает и «оцениваемую статистическую неучтенность». В Джакарте она равна 95%, в Стамбуле – 56%, в Ломбардии и Нидерландах – 52%, во Франции – 14%, в Швеции – 10%. В настоящее время повышенная смертность совпадает с количеством летальных исходов от Covid-19 только в Нью-Йорке.
Процент статистической «неучтенности» летальных исходов высок в пороговых или развивающихся государствах. Глава направления «Демографические данные» немецкого института им. Макса Планка Дмитрий Жданов предупреждает: многие из подобных стран не обладают серьезной статистикой летальных исходов, с помощью которой можно вычислить повышенную смертность. «В отношении этих стран мы никогда не сможем точно установить число умерших от Covid-19», - резюмирует эксперт.
Так что иногда бывает совершенно все равно, по какой методике определяются случаи летальности.