Людей спасать - его забота, судьба, призвание, работа
30 апреля – День работников пожарной охраны. Прообразом сегодняшнего праздника стала дата создания первой российской противопожарной службы, когда в 1649 г. царь Алексей Михайлович подписал указ об этом.
Предысторией создания профессиональной пожарной службы в российском государстве была организация пожарно-сторожевой охраны в 1504 году во времена царствования Ивана III, затем уже Иван Грозный издал указ о пожарной безопасности, который обязывал обывателей иметь первичные средства пожаротушения в каждом доме.
Поэтому пожарная служба относится к числу старейших государственных служб в России. В 1649 г. на Руси были изданы два документа, имеющие непосредственное отношение к пожарному делу. Первый из них – "Наказ о городском благочинии", вышедший 30 апреля, по существу заложил организационные основы профессиональной пожарной охраны.
В наказе определялся штатный состав пожарной охраны, ее техника, постоянное дежурство, объезды городов, устанавливались наказания за нарушения правил обращения с огнем. Причем эти положения распространялись на все российские города. Впервые на Руси устанавливались правила для должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность.
Второй документ – "Уложение царя Алексея Михайловича", в котором также имелся ряд статей, регламентировавших правила обращения с огнем. Уложение вводило уголовную ответственность за поджоги и устанавливало различие между неосторожным обращением с огнем и поджогом.
Во время царствования Петра I постоянные угрозы возникновения пожаров побудили царя сделать первую попытку организации постоянных пожарных команд. В 1722 г. при Адмиралтействе было организовано подобие пожарной команды. На вооружении этой команды находились заливные трубы, крюки, ведра, топоры. Все типы кораблей снабжались необходимыми пожарными инструментами.
Профессиональная пожарная служба в Москве была создана 31 мая 1804 года. В этот день император Александр I подписал именной указ «О сложении с московских обывателей некоторых повинностей и об уравнении их оными», который освободил москвичей от необходимости содержания пожарных и организовал первую московскую профессиональную пожарную команду. Нанимать в пожарные стали исключительно отставных солдат — людей, закаленных воинской службой.
В 1857 г. был издан первый в России пожарный устав. Он излагал порядок устройства пожарных частей в городах, трактовал меры предосторожности от пожаров, порядок возмещения убытков и награждения участвующих в тушении работников пожарной охраны, а также предписывал меры наказания за нарушения правил пожарной безопасности.
С 1858 г. для пожарных целей начал использоваться военно-полицейский телеграф, а в девяностых годах – телефон и электрическая пожарная сигнализация.
С этого времени была также введена новая форма одежды для пожарных: для брандмейстера – каска бронзовая золоченая, с армейским гербом; парадный полукафтан темно-зеленного сукна, двубортный, с серебряным шитьем; шаровары, сапоги, поясная портупея, хромовые сапоги, шпага. Для рядового пожарного – каска бронзовая с чешуей, полукафтан серого цвета, погоны голубые, шаровары, сапоги, поясная портупея с чехлом для топора.
В XIX веке численность московской пожарной команды составила 2100 человек, в Москве было организовано пожарное депо с мастерскими, где изготавливали инструменты для борьбы с огнем и построено 16 каланчей.
Один из объектов пожарной охраны XIX века, который сохранился и по сей день, москвичи могут увидеть у станции метро «Сокольники» (улица Русаковская, дом 26). Это одна из немногих сохранившихся в городе дореволюционных пожарных каланчей.
В XIX веке место пожара легко было заметить сверху благодаря таким специальным вышкам. Если наблюдатель на каланче замечал дым или огонь, на ней вывешивали черные шары днем или сигнальные фонари ночью — по этим знакам можно было узнать, в какой части города возник пожар. Вывешенный красный флаг означал, что пожар сильный и на него должны выехать все пожарные команды города.
После революции 17 апреля 1918 г. был издан декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», ставший в истории России первым законодательным актом, в котором задаче борьбы с пожарами придавалось общегосударственное значение. В соответствии с декретом, ежегодный праздник – День пожарной охраны – отмечался 17 апреля.
В марте 1999 г. министр внутренних дел РФ издал приказ считать профессиональным праздником работников пожарной охраны 30 апреля, в ознаменование 350‑летия "Наказа о градском благочинии". Учитывая исторические традиции и заслуги пожарной охраны, ее вклад в обеспечение пожарной безопасности Российской Федерации, Президент РФ в апреле 1999 г. издал Указ, которым установлен День пожарной охраны – 30 апреля.
Сегодня пожарно-спасательный гарнизон Москвы — это 142 подразделения общей численностью более 12 тысяч человек. Ежедневно на дежурство в городе заступают более трех тысяч сотрудников и 400 единиц пожарно-спасательной техники — в том числе два пожарных корабля и 10 вертолетов Московского авиационного центра: 5 санитарных, 1 вертолет разведки и 4 вертолета для тушения крупных пожаров в высотных зданиях и промзонах.
В мае 2019 года в распоряжение Пожарно-спасательного центра столицы были переданы 22 пожарно-спасательных мотоцикла, оборудованные связью и инструментами. Обновленные моторасчеты быстрого реагирования несут дежурство во всех округах города, а также на вылетных магистралях и МКАД. Их задача — реагировать на дорожно-транспортные происшествия, а также предоставлять информацию, если что-то загорелось поблизости. В арсенале мотоспасателей — огнетушители, ранцевые устройства пожаротушения «Игла», комбирезаки, стеклобои, канатно-спусковые устройства и сумки первой помощи.
В гарнизоне также появилось подразделение спасателей-десантников. Они могут спуститься на тросах с вертолета к месту аварии первыми и ограничить распространение огня, организовать эвакуацию и спасение людей, а также оказать первую помощь и обеспечить посадку воздушного судна Московского авиационного центра на ограниченной площадке. «Каждый пожарный – герой, всю жизнь на войне, каждую минуту рискует головой», - эта крылатая фраза знатока московской жизни Владимира Гиляровского и сегодня отражает подвиг столичных огнеборцев.