«Главное не одичать». Что будет с миром после пандемии?
Мир действительно осыпался под воздействием эпидемии, но причиной стал не коронавирус, а все те проблемы, которые накапливались ранее, считают эксперты Валдайского клуба, 14 мая представившие свой доклад «Не одичать в "осыпающемся мире"». Его выводы не утешительны: международные институты в кризисе, национальные противоречия накапливаются, наступает эпоха «горячего мира».
Распространяется «русофобия и синофобия»
Короновирус не только привел к исчезновению международных разногласий, но и, наоборот, обострил многие проблемы и геополитические раздоры, заявил на видео-конференции Валдайского клуба заместитель главы МИД России Сергей Рябков. Примером тому он назвал историю с российской и китайской гуманитарной помощью пострадавшим от коронавируса странам. «Очередным проявлением русофобии и синофобии, в последнее время активно культивируемых в некоторых западных государствах, стала попытка преподнести оказываемую Россией и КНР медицинскую помощь как желание использовать гуманитарное содействие в целях укрепления геополитического влияния», — заявил Рябков.
Особенно странно по мнению дипломата то, что перед лицом пандемии некоторые государства вместо поиска совместных решений ищут «виновных». «Тему коронавируса используют как предлог для пренебрежения международным правом с целью сведения счетов с неугодными правительствами или геополитическими конкурентами», — добавил Рябков. «В этом смысле привычный для нас мир действительно осыпается», — добавил он.
Международные институты в кризисе
Рябков заявил, что успешно бороться с коронавирусом и другими глобальными вызовами можно только совместными усилиями всех стран. Поэтому особенно важно укреплять ООН как единственный орган, отвечающий за благополучие мира.
В то же время эксперты Валдайского клуба считают, что эпидемия коронавируса показала — международные организации находятся в глубоком кризисе. «Пандемия раскрыла, что единство международного сообщества — это миф», — считает профессор Йельского университета Томас Грэм. — «Мы не видели никаких признаков совместных действий. Даже на саммите G20, проходившем недавно в режиме видеоконференции, было много риторики, но мало конкретных действий. ООН призвала к прекращению огня, но никто ее не услышал. А ВОЗ вовлечена в споры между Китаем и США».
«Мы так и не увидели какого-то настоящего лидера среди стран. Мир привык к первенству США, но ее поведение во время пандемии коронавируса вызывает вопросы. Это совсем не похоже на действия США во время вспышки Эболы, когда от Вашингтона действительно было много пользы», — добавил ученый.
«То, что происходит вокруг ВОЗ, подчеркивает самые мрачные предположения. Та структура, которая могла бы быть на острие борьбы против коронавируса, оказалась в заложниках политической борьбы между США и Китаем», — согласился с Грэмом президент индийского фонда ORF Самир Саран.
По его мнению, в радикальной реформе нуждается ООН. «Структура основополагающей организации второй половины ХХ в. так и осталась в прошлом столетии и больше не отвечает вызовам времени. Без изменений она не сможет эффективно бороться с глобальными вызовами», — уверен политолог.
В не меньшем кризисе находится и Евросоюз, заявил Томас Грэм, отвечая на вопрос АиФ.ru. «Во время эпидемии коронавируса мы увидели национальный эгоизм. Европейские страны думали только о себе, и в первый месяц практически не оказывали друг другу помощи», — считает он. По словам эксперта, европейское сообщество находится в очень сложном периоде. «Нужны лидеры, которые найдут основания для дальнейшей социальной, экономической, политической интеграции. Ангела Меркель и Эммануэль Макрон были такими лидерами, но германский канцлер уходит, а Макрон в одиночку мало что может сделать. Поэтому Европа окажется в глубоком кризисе даже после спада пандемии», — заявил Грэм.
«Горячий мир»
Страны мира постепенно вступают в новый период. Противостояние США и Китая усилится, а опасность этого противостояния будет гораздо выше противостояния времен холодной войны, считает автор доклада «Не одичать в "осыпающемся мире"»? программный директор Валдайского клуба Тимофей Бордачев.
Это будет не идеологическое противостояние. В отличие от СССР и США, Китай и США не так уж сильно и отличаются. Обе страны живут в парадигме капиталистического общества, но со своими особенностями. Их сталкивает не идеологические разногласия, а геополитические и экономические интересы. В результате, как считают авторы доклада, мир вернулся в состояние, в котором он был перед Первой мировой войной.
Будет ли «дивный новый мир» биполярным, как во времена «холодной войны», или многополярным, пока не ясно. Но как осторожно выразился профессор Саран, возможно, будет неплохо, если мир вернется к биполярности — ведь именно в это время было подписано большинство основополагающих договоров по международной безопасности.
Сейчас же Москва не получила никаких сигналов от Вашингтона о намерении продлить СНВ-3, сказал замглавы МИД РФ Сергей Рябков. Между тем, договор истекает 5 февраля будущего года. Чтобы создать новое соглашение в сфере безопасности, нужно время, заметил дипломат, а его нет. Именно поэтому нужно просто продлить в будущем году без предварительных условий, к чему Россия призывает. Тогда появится время, чтобы выработать новые механизмы безопасности.
Пока же мы вступаем в эпоху «горячего мира», где риск всевозможных кризисов только усиливается, считают эксперты.