Игры закончились: Навстречу кораблям НАТО в Баренцевом море вышел ракетный крейсер "Маршал Устинов"
Боевой флот НАТО ведёт учения в Баренцевом море, в особо чувствительной для национальной безопасности России зоне. Как обычно, враг у порога утверждает, что несёт добро и порядок.
На сей раз корабли США и Британии пришли к нам проповедовать свободу мореплавания. Ракетами и снарядами. К тому же в тупиковом для них районе Мирового океана, где дальше есть только Северный морской путь. На котором мореплавание и так свободно. По предварительному разрешению. Ибо интересы обороны – раз. И интересы экологии – два.
И получается, что корабли НАТО демонстрируют у русских берегов своё наглое стремление ходить по русским водам без всякого разрешения. И для этого ввалились на русский порог в составе четырёх фрегатов управляемого ракетного вооружения и вспомогательных кораблей.
Во избежание неверного понимания
Нет, всё было проделано внешне культурно.
Министерство обороны России 1 мая было уведомлено о заходе в Баренцево море. Уведомление сделано во избежание неверного понимания, для снижения рисков и предотвращения непреднамеренной эскалации,
– на голубом глазу заявлено в сообщении, размещённом на сайте Шестого флота ВМС США.
И не придерёшься. Воды Баренцева моря для нашей безопасности – регион действительно чувствительный. Здесь базируется становой хребет военно-морской и ядерной мощи России – Северный флот. Здесь, на островах Новой Земли и Земли Франца-Иосифа – наши базы, радары, сонары, пункты наблюдения. Здесь мы живём, здесь ходят по Северному морскому пути гражданские суда. Обеспечивая в том числе и энергетический экспорт России, перевозя сжиженный природный газ с Ямала европейским потребителям.
Так что отметим пункт первый в списке забот США и НАТО о свободе судоходства: оказание давления на русский газовый экспорт, дабы не мешала Москва завоёвывать европейский рынок американским поставщикам.
Ещё в американском заявлении были слова, которые также иначе чем издевательскими не назовёшь. Боевые корабли США и Британии, оказывается, занимаются у чувствительного с точки зрения национальной безопасности порога России "обеспечением безопасности на море в сложных природных условиях" и поддержанием "свободы навигации и непрерывного взаимодействия между союзниками". Ибо аж кушать не могут, как привержены "региональной безопасности и стабильности".
Ну, про свободу навигации уже всё сказано, но вот безопасность и региональная стабильность в этом регионе до сих прекрасно сохранялись без чужого присутствия. А теперь вот силы Северного флота вынуждены взять на сопровождение зашедшие в Баренцево море вражеские фрегаты.
Ба, кого мы видим!
А зашли сюда эсминцы УРО "Дональд Кук", "Портер" и "Рузвельт" класса "Арли Бёрк" (Arleigh Burke), а также британский фрегат "Кент" типа 23 класса Duke. Их сопровождает быстроходный корабль поддержки USNS Supply. По военной логике, где-то должны тереться одна-две ударные подлодки, но об этом не сообщается.
Как видим, знакомые всё лица. Все американские эсминцы успели не по разу и не по два отметиться заходами в Чёрное море. Где тоже, разумеется, дрожали от непереносимой страсти обеспечивать свободу навигации. Располагают они ради выполнения сей святой задачи универсальными пусковыми установками Mk-41, которые способны запускать крылатые ракеты Tomahawk. Британский "Кент" вооружён восемью противокорабельными крылатыми ракетами Harpoon.
Командует этим соединением боевая баба – начальствующая над 6-м флотом ВМС США адмирал Лиза Франкетти. Это её слова, что даже в условиях эпидемии для США крайне важно "поддерживать региональную безопасность и стабильность, укрепляя фундамент арктической боевой готовности".
И как-то отдельно подчеркнула, что зашедшая в гости к русским эскадра будет соблюдать "все необходимые меры защиты личного состава в условиях эпидемии". Что сразу настораживает. Нет, трудно предполагать, что американцы по примеру диких татаро-монголов будут забрасывать труп скончавшегося от коронавируса моряка на наши корабли, подобно тому, как те вызвали целую пандемию чумы, забросив тело убитого ею воина за стены осаждённого Сурожа. Но, к сожалению, общеизвестным фактом является и то, что, когда американцы заявляют о своей заботе о чём-либо – жди беды. Вон они как о свободе в Венесуэле заботятся – только крик и стрельба стоит…
Давно не виделись…
Надо, впрочем, оговориться: сам по себе заход кораблей НАТО в Баренцево море не является чем-то небывалым. Правда, кораблей ВМС США, да в таких количествах тут не было с 1980-х годов. Но зато норвежцы плавали постоянно. Да и те же американцы регулярно тёрлись возле наших полигонов, следя за действиями нашего флота. Нет, тут именно цель – учения с целью получения опыта развёртывания в наших морях – вызывает повышенное напряжение. И количество, конечно – три эсминца УРО способны нанести немалый вред, если вдруг что. А наш флот, как известно, ныне уничтожающей мощью никак не характеризуется…
Хотя, надо отметить, что как раз 6 мая в Баренцево море "для отработки плановых задач боевой подготовки" вышел ракетный крейсер проекта 1164 "Маршал Устинов". И это уже не слежение за американцами. Это прямая для них демонстрация того, что они находятся под прицелом. Да и разъяснение соответствующее последовало:
Экипаж корабля выполнит ряд артиллерийских стрельб по морским и воздушным целям на морских полигонах боевой подготовки флота.
"Маршал Устинов" – это, так сказать, "бюджетный вариант" тяжёлого атомного ракетного крейсера проекта 1144 "Орлан", известным представителем которого является ТАРК "Пётр Великий". При в целом сравнимом вооружении он заметно менее дорог и более дёшев в эксплуатации. Если брать американцев, то "Устинов" примерно соответствует характеристикам их ракетных крейсеров типа "Тикондерога". При водоизмещении 11 380 тонн он вооружён противокорабельными ракетами П-1000 "Вулкан" при 16 пусковых установках, артиллерийской установкой калибра 130 мм АК-130, двумя противолодочными ракетно-бомбовыми установками РБУ-6000 и 2×5 533мм торпедными аппаратами. Противовоздушную оборону обеспечивают 8×8 ПУ ЗРК С-300Ф "Форт" на дальнем рубеже и 2 ПУ ЗРК "Оса-М" на ближнем. Для совсем ближнего рубежа имеются 6×6 зенитных пушек АК-630.
Ракетный крейсер проекта 1164 "Маршал Устинов" 6 мая вышел в Баренцево море "для отработки плановых задач боевой подготовки". Фото: Lovychka / Shutterstock.com
При этом крейсер выдаёт более чем приличную скорость – 34 узла.
Можно сравнить с нашим давним "другом" – эсминцем USS Donald Cook (DDG-75). Полное водоизмещение – около 9000 тонн. Вооружение куда как серьёзное: 90 подпалубных пусковых ячеек Mk.41, стреляющих крылатыми ракетами "Томагавк", зенитными ракетами большой дальности "Стандарт-2", противолодочными ракетоторпедами ASROC-VL, зенитными управляемыми ракетами малой дальности ESSM, а также ракетами заатмосферного перехвата SM-3. То есть предельно зубасто вооружён и очень опасен, имея на борту практически весь спектр ракетного оружия. Реально универсальный корабль – и по Сирии "Томагавками" шарахнуть, и стратегический подводный крейсер утопить.
И тут надо подчеркнуть: наш крейсер рядом с этим более мелким хищником вооружён куда слабее, а с учётом всего одной РЛС и, в общем, уже отсталой "Осой-М" крайне бедно прикрыт с воздуха. От тех же противокорабельных ракет.
Однако в этом и слабость "Дональда Кука". Это, в общем, корабль для ведения боевых действий против берега. Именно в таком формате хороши "Томагавки". А вот против морского противника этот эсминец имеет всего четыре дозвуковые ПКР "Гарпун". Кстати, такие же стоят на британском "Кенте".
Ну и, как показал опыт, корабль фатально слаб против средства радиоэлектронной борьбы.
Тут его проблема опять в его же достоинствах. Американские корабли УРО типа "Арли Бёрк" снабжены боевой информационно-управляющей системой Aegis ("Эгида"). Это довольно продвинутая система для связи в единое информационное управляемое пространство средств связи, обнаружения и управления огнём. Ей же подчиняются средства борьбы за живучесть корабля.
А потому выведение её из строя полностью исключает корабль как боевую единицу. Это как центральный компьютерный сервер выключить – отрубается сразу всё. Что и было проделано нашим Су-24 в Чёрном море, когда далеко не самая современная система РЭБ "Хибины" напрочь блокировала все наступательные и оборонительные возможности "Дональда Кука". И так – 12 раз подряд во всех 12 облётах корабля на бреющем!
Не потому половина американского экипажа побежала затем к психологу, а часть вообще подала в отставку после того случая. А просто у этих людей мир обрушился. Такая мощь под ними, которую они обслуживают, такая мощь у них в руках, которую они могут обрушить на кого угодно! И вдруг один какой-то самолётик делает так, что от всей этой мощи в руках у них остаются только личные пистолетики! Чтобы разве что застрелиться...
Вот вам и психолог: "Доктор, спасите, я едва не пустил себе пулю в лоб"…
Полезно было бы, если бы и после нынешних учений у нашего порога произошло нечто похожее.
Автор:
Цыганов Александр