Артиллеристу из Почепа суждено было дойти до Берлина
Первое мая 1945 года было удивительным, солнечным, тёплым. Все жили надеждой, что в этот день будет взят Берлин. На Красной площади в Москве состоялся военный парад. Враг ожесточенно сопротивлялся, но участь Берлина была решена.
Немецкое командование вместо безоговорочной капитуляции предприняло безуспешную попытку заключить перемирие. Советские войска продолжили штурм Берлина. За день было занято 90 городских кварталов, город Бранденбург, очищен от вражеских войск Рейхстаг, состоялся последний бой за имперскую канцелярию.
Летчики 2-й воздушной армии генерал-полковника Степана Красовского сбросили на столицу Германии два красных полотнища с надписями «Победа» и «Да здравствует 1 мая!»
Вечером в Москве, в столицах союзных республик, в городах-героях: Ленинграде, Сталинграде, Севастополе и Одессе, а также в честь войск 1-го и 2-го Белорусского и 4-го Украинского фронтов прогремел праздничный салют. Москва ликовала!
Не о таком финале мечтал шеф нацистской пропаганды Йозеф Геббельс, который, отравив синильной кислотой шестерых своих детей, вместе с женой Магдой кончает жизнь самоубийством…
В тот день из Берлина письмо родителям и сестре писал Зиновий Маркович Шейнин (1923–2013). Он родился в городе Почепе Брянской области. На фронте с октября 1941 года — после окончания военного училища связи в Орджоникидзе. Участвовал в первом освобождении Ростова-на-Дону, воевал на Северо-Западном, Брянском, 1-м Украинском фронтах, был дважды ранен и дважды контужен. Закончил войну под Берлином в составе 17-й Киевско-Житомирской артиллерийской дивизии 7-го артиллерийского корпуса в звании младшего лейтенанта. После войны Зиновий Маркович работал в Почепе учителем. Умер 9 мая 2013 года в день 68-й годовщины Победы. Своё письмо от 1 мая 1945 года он успел лично передать в Архив российского Научно-просветительного центра «Холокост».
«Район Берлина.
Дорогие родные!
Поздравляю вас с днём первого мая и с водружением знамени Победы над Берлином!
Дорогие родные! Трудно описать испытываемые чувства, после таких испытаний, да и зачем т. к. вам всё известно.
Мы ещё воюем, они ещё сопротивляются (эсэсовцы), но тщетно.
Я вам последние письма писал до прорыва на реке Нейсе, за это время многое изменилось в деле окончательного разгрома врага. Мы форсировали Шпрее и 26 апр. вышли на р. Эльба. Где и встретились с нашими союзниками и друзьями 1-го Ук[раинского] ф[ронта], встреча была очень тёплая, плоховато только, что английского языка не знает почти никто, правда, они немецкий знают относительно и кой-что могли поговорить. Вот здесь бы сестрица нужна была б. Если вы читаете приказы т. Сталина, то мы 2 раза отмечались при прорыве на Нейсе и Виттенберге, артиллеристы генерала Волкенштейна. А сейчас нахожусь в р-не Берлина, города убийц и матёрого фашизма. Вчера было водружено знамя Победы над Рейхстагом. В предыдущем письме, я вам писал, что надеюсь, пока письмо дойдёт до вас, мы встретимся с союзниками, а теперь я надеюсь, что пока это письмо дойдёт до вас, мир свободолюбивых народов восторжествует об окончательной Победе. Дорогие родные! Вы все беспокоитесь за письма, но я думаю, что вы получили мои письма и успокоились, писать нет времени. Не так воюем последнее время, как находимся всё время на колёсах в движении. Здоровье моё в настоящее время хорошее. На своём пути чего только не встречал. Очень много русских освобождённых. И с других стран. Да! А в отношении немцев могу сказать, что эти немцы, кто видит эту войну с Россией, воевать не станут и закажут впредь.
От вас я также давно не имел писем, последнее от 1/IV — 45 г.
Пишите подробней о себе, о здоровье и жизни. На том кончу, желаю здоровья и счастья. Целую вас, ваш сын и брат».
(«Сохрани мои письма…» Вып. 2. М., 2010. С. 282–284).
Если бойцы Красной Армии с нетерпением ждали Победу, то у немцев ещё тлела надежда на реванш. Неизвестный германский офицер записал в своем дневнике:
«1 мая 1945 года.
В битве за столицу возникает тревожное затишье. Мы занимаем позиции на внутреннем кольце обороны. Приходит приказ приготовиться к прорыву. Может быть, мы прорвёмся этой ночью. Мы слышим пьяные песни советских солдат, доносящиеся с той стороны. Они празднуют 1 мая и свою близкую победу. Алкоголь делает их шумными, но от него они крепче заснут. Ну что же, на прощание мы их хорошенько проучим». (Gosztony P. Der Kampf um Berlin 1945, in Augenzeugenberichten. Dusseldorf, 1970.)
Публикацию подготовили сотрудники Центра «Холокост» Илья Альтман и Светлана Тиханкина.
Фото: infourok.ru