Колокол, эвакуированный в Красноярск в 1941 году
Я была потрясена! Если верить поэту, колокол из Полтавы увезли вместе с эвакуированным заводом в какой-то сибирский город и поставили где-то на территории завода!
Эвакуация колоколов была довольно распространена в годы первой мировой войны – от врага увозили самое дорогое. Пример, вот эта статья и фото из неё:
1914. Эвакуированные колокола Прибалтики
В сети можно найти также материал об эвакуации Новгородских колоколов в 1941 году.
Но вернемся к нашему колоколу – «уроженцу города Полтавы»:
«Из штук больших арматив,
Что добыты в Кизикермене, - звон
Сооружен сей в славу русской рати»
Из пушек, стало быть, турецких он!
Петровых дней могучее начало
Знаменовал когда-то он собой.
Ведь эта медь безгласная знавала
Подумать лишь, Полтавский славный бой!»
Не буду интриговать, скорее расскажу главное, что выяснилось: колокол эвакуировали в Красноярск! Но обо всем по порядку.
Докрасноярская история колокола
Это знаменитый колокол «Кизикермен», названный по имени турецкой крепости Кызы-Кермен, расположенной в низовье Днепра. В 1695 году во время первого Азовского похода Петра I крепость взяли запорожские казаки совместно с российскими войсками (сам Петр не участвовал в этой военной операции, хотя на старинной гравюре изображен). Из 30 трофейных пушек в память о победе был отлит колокол, названный «Кизи-Кермен».
Взятие Казы-Кермена, 30 июля 1695 года. Аллегорическая гравюра. Изображен торжественный въезд в крепость Петра I на колеснице, запряженной двумя львами, хотя государь и не принимал участия в штурме крепости. За ним скачет с булавой в руке гетман И. Мазепа. Позади него едет со свитой воевода Б. П. Шереметев.
Подробно о колоколе-красавце (он был украшен изображениями и надписями об истории своего появления) и Полтавской Соборной Успенской церкви, на колокольне которой он находился много лет, можно прочитать на сайте «Полтава историческая».
О соборе
О колоколе
Успенский собор в Полтаве
В 1890 году из-за появившихся повреждений колокол решили перелить в новый и возили для этого из Полтавы в Москву. При переливке постарались соблюсти в точности изображения, а вот надписи немного изменились и появились новые. В конце 1890 года колокол был возвращен на колокольню Успенского собора в Полтаве.
Сняли его вновь в мае 1930-го и перевезли на склад металлолома. Однако колокол спасли от переплавки и установили в Полтавском краеведческом музее.
Как колокол оказался в Красноярске
Осенью 1941 года, когда фронт приближался к Полтаве, директор музея И. И. Старобот обратился к начальнику Полтавского паровозоремонтного завода Т. В. Гаевому с просьбой помочь с эвакуацией колокола вместе с оборудованием завода, который отправлялся в Сибирь. Тимофей Владимирович помог, двухтонный колокол погрузили на железнодорожную платформу одного из последних эшелонов с оборудованием завода (таких эшелонов было десять). Колокол покидал Полтаву практически перед вступлением немцев в город.
Из истории Полтавского паровозоремонтного завода
Полтавский паровозоремонтный завод основан в 1871 году как «Главные паровозные мастерские» станции «Полтава» Харьково-Николаевской железной дороги. В 1929 году предприятие получило новый статус и стало именоваться «Полтавский паровозоремонтный завод». В годы Великой Отечественной войны оборудование и персонал завода были эвакуированы в Красноярск, где за короткие сроки было налажено производство минометов, боеприпасов, строились и оборудовались бронепоезда и санитарные составы, оснащались модифицированными двигателями самолеты, поступавшие по закону о ленд-лизе из США. При отступлении из Полтавы в сентябре 1943 года практически все здания и сооружения ППРЗ были разрушены и сожжены немецкими оккупантами. Восстановление завода началось сразу же, и еще до окончания войны завод возобновил свою работу и выпуск продукции. Полностью завод был восстановлен лишь в 1953 году, хотя довоенные объемы производства были достигнуты уже в 1949 году. Сейчас предприятие называется ПАО «Тепловозоремонтный завод».
Всего в 1941 году в Красноярск было переведено 22 промышленных предприятия, в т. ч. 8 оборонных. В город прибыло в общей сложности 620 эшелонов с эвакуированными грузами — более 31 тыс. вагонов.
Красноярский паровозоремонтный завод принял оборудование трех предприятий — Полтавского, Воронежского и Изюмского. Объединенный завод возглавил полтавчанин Тимофей Владимирович Гаевой.
Из книги: Красноярский электровагоноремонтный завод. Век истории. – Красноярск, 1998.
Колокол находился на территории нашего паровозоремонтного завода. Однажды Гаевой обнаружил его возле копра, в котором дробили металл для переплавки. Колокол был вновь спасен, его убрали на склад.
Возвращение
Колокол, конечно же, вернулся в Полтаву. Но когда это произошло, точно пока неизвестно, требуется работа в архивах. По версии сайта «Полтава историческая» про колокол всё-таки забыли во время реэвакуации: завод увезли, а колокол остался на складе. Его обнаружили через девять лет после войны (в 1954?), когда разбирали старый склад. Немедленно сообщили в Полтаву, оттуда в командировку в Красноярск отправилась группа специалистов. Колокол вернулся в Полтавский краеведческий музей, где и экспонируется по сей день.
Полтавский краеведческий музей. Фото: Википедия
Немного сомневаюсь в этой версии – вот почему. В нашем Красноярском архиве есть документ следующего содержания:
Гражданину Уполномоченному по делам Русской православной церкви при крайисполкоме тов. Гусеву Петру Тимофеевичу благочинного церквей Красноярской епархии священника Николая Попова
рапорт
В бытность мою в г. Новосибирске в беседе с Архиепископом Варфоломеем, выяснилось, что в кладбищенской церкви г. Новосибирска разрешено устроить наружный колокольный звон, собрана для колоколов снедь и другие материалы и уже заказаны отливки их в государственном заводе.
Узнав об этом, и я попросил у Владыки благословения на начатие этого дела. Владыка не только благословил, но и посоветовал не откладывать этого дела в «долгий ящик», посему я обращаюсь к Вам, Гражданин Уполномоченный, с покорнейшей просьбою разрешить нам наружный колокольный звони оказать содействие в получении для этого колоколов, находящихся в Поверезе [так красноярцы называли ПВРЗ] Красноярской железной дороги, как для нашей Покровской, так и для Николаевской кладбищенской церквей г. Красноярска.
22.12.1945 Николай Попов
И резюме:
Благочинный священник Попов обратился ко мне с просьбой разрешить приобрести для Покровской и Николаевской церквей г. Красноярска колокола и наружный колокольный звон. Такое разрешение мною дано (устно). Вместе с этим благочинный заявил, что в Красноярском ПВРЗ имеются колокола, и просил передать их, как культовое имущество. По выявлении оказалось, что в ПВРЗ действительно имеется 1000 [так в документе] пудовый колокол, эвакуированный в период Отечественной войны, как исторический уникум – этот колокол был повешен в г. Полтаве Петром I в честь Полтавской победы. В настоящее время колокол был отправлен обратно в г. Полтаву. Поэтому просьба благочинного мною была отклонена.
Может ли быть так, что в 1945 году на «Поверезе» все забыли про склад с колоколом и решили, что его увезли в Полтаву? Думаю, что да, может. Но сомнения остались. Надеюсь, что скоро архивы откроются и можно будет там поработать.
И в заключение вернусь к стихотворению, с которого началась эта история, точнее к его автору Михаилу Скуратову.
Автор стихотворения Михаил Скуратов
Скуратов Михаил Маркелович (1903-1989) – поэт, переводчик, член Союза писателей СССР. Родился в Иркутской области. Печатался с 1921 г. Учился в Иркутском государственном университете. С 1924 г. жил в Москве, учился на литературном отделении этнологического факультета МГУ, по окончании которого в 1928 г. три года проработал в газете «Правда». Публиковался в журналах и альманахах, входил в содружество «Перевал».
В период Великой Отечественной войны Михаил Скуратов работал в «Комсомольской правде», в экспедициях. Жил и в Красноярске, принимал участие в создании сборников «Боевой рубеж» и «По военной дороге», помещает стихи и очерки в газете «Красноярский рабочий». Некоторые его стихи, датируемые 1943 годом, имеют также указание на место написания – «Красноярск». Находясь в нашем городе, писатель и узнал об эвакуированном колоколе и посвятил ему стихотворение.
Автор: Юлия Шубникова
Благодарю за помощь Алексея Талашкина, Семена Кожевникова, Максима Куделю, Константина Карпухина, а также создателя сайта «Полтава историческая» Бояренцева Сергея Михайловича.