Японская подпорка Гитлера
Рассказ о том, как в гитлеровском нашествии на нашу страну активное участие принимали воинские формирования практически всех европейских стран, правители которых изъявили желание внести свой вклад в уничтожение советского народа и отхватить куски «русского пирога», впечатляет. Прошли те времена, когда при существовании СЭВ и Варшавского договора казалось «неудобным» напоминать странам-членам социалистического содружества об их прошлом участии в агрессии и бесчинствах на советской земле…
Впрочем, о европейских пособниках Гитлера написано много. О Японии - гораздо меньше.
Япония в апреле 1941 г. заключила с СССР Пакт о нейтралитете. 22 июня 1941 г. она отбросила этот пакт и приближала, как могла, победу Германии над СССР, намереваясь включить в свою колониальную империю советский Дальний Восток и Сибирь.
На 1 декабря 1941 г. из 5495 тыс. человек общего состава Вооруженных Сил Советского Союза на Дальнем Востоке и у южных границ находилось 1568 тыс., или свыше 28%. Из 4495 танков, имевшихся на вооружении Красной Армии в то время, на Дальнем Востоке и у южных границ СССР находился 2541 танк, из 5274 самолетов там же оставался 2951 самолет. Насколько же нужно быть исторически неграмотным или политически ангажированным, чтобы в свете этих цифр утверждать, что И. Сталин "благодаря Японии «смог с полной отдачей сил сражаться с германской армией"!
Продолжая затянувшуюся агрессию в Китае, имея серьёзные противоречия с западными державами в Восточной Азии и на Тихом океане, опасаясь силы Красной армии, которую она показала в событиях на озере Хасан и на Халхин-Голе, японские стратеги, тем не менее подготовив к лету 1941 г. миллионную группировку вторжения, с нетерпением ждали взятия немцами Москвы. На Токио была возложена стратегическая задача сковывать угрозой нападения дальневосточные и сибирские дивизии Советского Союза, не допустить их переброски на советско-германский фронт. И эту задачу «нейтральная Япония» старательно выполняла.
Японские солдаты на марше. Фото: Regnum
Япония делала всё возможное для содействия агрессии Германии. Японские правящие круги неизменно исходили из положений Тройственного пакта. 11 декабря 1941 г. между Германией, Италией и Японией было подписано соглашение о совместном ведении войны. Соглашение предусматривало, что три страны будут вести войну «всеми средствами, имеющимися в их распоряжении, до полной победы». Имелось в виду достижение победы как над США и Великобританией, так и над Советским Союзом. В соглашении подтверждалось, что стороны будут сотрудничать «в деле установления нового порядка в духе Тройственного пакта, заключенного 27 сентября 1940 года».
Земли, на которых замышлялось установить «новый порядок», включали всю территорию Советского Союза. Рассчитывая на совместную победу над СССР, Берлин, Токио и Рим в договорном порядке «разделили» территорию советского государства, заключив 18 января 1942 г. соответствующее соглашение. В преамбуле этого секретного документа говорилось: «В духе Тройственного пакта от 27 сентября 1940 г. и в связи с соглашением от 11 декабря 1941 г. вооруженные силы Германии и Италии, а также армия и флот Японии заключают военное соглашение для обеспечения сотрудничества в операциях и сокрушения как можно быстрее военной мощи противников».
Зоной военных действий Японии объявлялась часть Азиатского континента восточнее 70 градуса восточной долготы, то есть захвату японской армией подлежали обширные районы Западной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. По существу, это было официальным оформлением ранее согласованного расчленения территории Советского Союза на германскую и японскую зоны оккупации с прохождением линии раздела по меридиану Омска. В соглашении закреплялась договорённость осуществлять «взаимные контакты для согласования важных вопросов планирования операций».
Сосредоточив у восточных советских границ миллионную группировку войск, Токио вынуждал советское правительство и командование даже в самые тяжёлые периоды вооружённой борьбы с гитлеровскими захватчиками держать на Дальнем Востоке и в Сибири крупные силы и средства. Даже официальные японские историографы признают: «В основе отношений Японии и Германии лежала общая цель – сокрушить Советский Союз… В военном министерстве считали, что Япония должна способствовать военным успехам германской армии… Под верностью Тройственному пакту понималось стремление не уступать Великобритании и США, обуздать их силы в Восточной Азии, сковать советские войска на Дальнем Востоке и, воспользовавшись удобным моментом, разгромить ее».
В готовности к отражению японского нападения, которое могло начаться в любой момент, из 5 493 тыс. человек общего состава Вооружённых сил Советского Союза и у южных границ находилось 1 568 тыс., или свыше 28%. Из 4 495 танков, имевшихся на вооружении Красной армии в то время, на Дальнем Востоке и у южных границ СССР находился 2 541 танк, из 5 274 самолётов – 2 951 самолёт. Угроза войны со стороны Японии вынуждала советское правительство и в последующий период сохранять на востоке войска и технику, необходимые на германо-советском фронте.
Танки Квантунской армии. Фото academic.ru
Проводимая в военные годы политика Японии вела к затягиванию войны, к увеличению жертв советского и других народов. Свидетельством того, что эти политика расценивались гитлеровской Германией как важный военный вклад в вооружённую борьбу с Советским Союзом, является одна из телеграмм германского посла в Токио Ойгена Отта министру иностранных дел Третьего рейха фон Риббентропу: «Я имею удовольствие заявить, что Япония готовится ко всякого рода случайностям в отношении СССР для того, чтобы объединить свои силы с Германией… Я думаю, что вряд ли есть необходимость добавлять, что японское правительство всегда имеет в виду расширение военных приготовлений, наряду с другими мероприятиями, для осуществления этой цели, а также для того, чтобы связать силы Советской России на Дальнем Востоке, которые она могла бы использовать в войне с Германией...»
Задача сковать советские войска на Дальнем Востоке выполнялась Японией на протяжении всей Великой Отечественной войны. В телеграмме японского министерства иностранных дел от 30 ноября 1941 г. послу Японии в Берлине генералу Хироси Осиме поручалось заверить гитлеровское руководство в том, что, «двигаясь на юг, Япония вовсе не имеет в виду ослабление давления на Советский Союз».
Берлин высоко ценил эту помощь. Риббентроп в телеграмме японскому правительству от 15 мая 1942 г., подчёркивая эффективность японской политики сковывания советских войск на Дальнем Востоке, отмечал, что «Россия должна держать войска в Восточной Сибири в ожидании японо-русского столкновения».
Япония как союзник нацистской Германии всецело попадает в категорию тех, о ком рассказывает фильм «Они шли за Гитлером…».
Удивительно, что в свете неопровержимых фактов и документов официальная японская пропаганда позволяет себе говорить о «честном выполнении милитаристской Японией в годы войны Пакта о нейтралитете с СССР». А премьер-министр Страны восходящего солнца Синдзо Абэ, «обидевшись» на перенос даты окончания Второй мировой войны на 3 сентября – День Победы над Японией, «предупреждает», что не поедет в Россию в этот день. В Токио, как и в некоторых европейских государствах, окончательно встали на путь ревизии истории Второй мировой войны.
Заглавное фото: Русская семерка / Rambler
Источник: https://statehistory.ru/31/Vo-vremya-VOV-YAponiya-skovyvala-28proc-chislennosti-RKKA/
АНАТОЛИЙ КОШКИН