КАК ШТУРМОВАЛИ РЕЙХСТАГ. СУДЬБЫ ГЕРОЕВ: КОШКАРБАЕВ, БУЛАТОВ И БЕРЕСТ
К 75-летию Великой Победы советского народа
Рахимжана Кошкарбаева и Григория Булатова сразу же представили к званию Героев Советского Союза – 6 мая 1945 года. Представление подписали командир 674-го стрелкового полка Плеходанов, командир 150-й стрелковой дивизии Шатилов и командир 79-го стрелкового корпуса Переверткин. Но решением командующего 3-й ударной армией генерал-полковника Кузнецова наградили героев лишь орденами Красного Знамени. Почему? До сих пор неизвестно. Уже в двухтысячные годы Главное управление кадров Министерства обороны РФ сообщало: «В настоящее время установить причины, по которым вышеназванным участникам Великой Отечественной войны не было присвоено звание Героя Советского Союза, а также изменить решение командующего 3-ей Ударной армии, не представляется возможным».
Есть лишь предположения.
Первое. Специально изготовленные знамена Военного совета 3-й ударной армии были розданы девяти ее дивизиям. Та, которая выйдет на Рейхстаг, и установит там Знамя Победы. Вышла 150-я, сформированная в декабре 1941 года в Кустанае как 151-я стрелковая бригада. А флаг Кошкарбаева и Булатова был не «организованный», самодельный, да еще из чехла немецкой перины.
Второе. Ошибка в донесении, в точном указании времени – 14.25. Уже в 15.00 командующий 1-м Белорусским фронтом маршал Жуков выпустил приказ: «Войска 3-й Ударной армии… заняли главное здание Рейхстага и сегодня 30.4.45г. в 14:25 подняли над ним наш советский флаг».
А Рейхстаг в это время по-прежнему удерживали немцы. Наши атаки были отбиты.
Но ведь Совинформбюро сообщило! На весь мир. И когда выяснилось, что Рейхстаг еще не взят, что за Знамя Победы приняли самодельный флаг, да еще из немецкой перины, Жуков, командарм Кузнецов и другие наверняка испугались. Вот этот испуг, возможно, и сыграл свою роль в награждении Кошкарбаева и Булатова.
Особо жестоко судьба обошлась с Булатовым.
Конечно, и Кошкарбаев тяжело переживал обиду. Но в Казахстане, благодаря очеркам и книге Василия Субботина, знали о герое, почитали его.
После войны Рахимжан Кошкарбаев работал инструктором облисполкома, потом – директором самой большой гостиницы Алма-Аты, постоянно избирался депутатом. На казахском и русском языках вышли его книги «Знамя Победы» и «Штурм». Хотя, конечно, звание Героя Советского Союза и всесоюзное признание – иное дело… Однако, как говорит его дочь Алия, «он никогда не вел себя как обиженный, он жил сегодняшним днем». Умер в 1988 году. В 1999-м Рахимжану Кошкарбаеву посмертно присвоено звание «Народный Герой».
А вот судьба Григория Булатова сложилась самым несчастным образом и закончилась трагически. Он много пил, заглушая обиду. Трижды, на короткие сроки, попадал в колонию (во второй и третий раз – за драку и какое-то мелкое хищение, а с первым случаем история смутная). В поселке Слободском Кировской области у него было прозвище – Гришка-Рейхстаг. Понимать его можно и как полууважительное, и как насмешливое, несмотря на журналы и книгу, где упоминалось его имя. Логика ведь у нас простая: «Если ты герой, то почему не начальник, а сидишь с нами в «Голубом Дунае» и глушишь бормотуху». До последних месяцев он переписывался с командиром и боевым другом Кошкарбаевым:
«Читал я много газет и даже брошюр, и есть статья в журнале «Новый мир». Ее пишет Субботин. Но ведь это на бумаге только, а где ж наш подвиг, и как он прославлен?..»
«Невыносимо, Рахимжан, когда ко Дню Победы тебе поручают выступить перед трудящимися, а кто-то с места кричит: «Если ты водрузил знамя на стене Рейхстага, то почему у тебя нет Золотой Звезды?»
«В настоящее время работаю на фанерном комбинате «Красный якорь» мотористом на катере, учиться не пришлось, да и жилье даже не позволяет, одна маленькая комната 13 м. Даже дочке некуда поставить кровать… Конечно, обиды неисчерпаемые. Как могло все быть обманом? Я хорошо помню слова Зинченки и остальных офицеров: останетесь в живых и дойдете — получите по золотой звездочке. Мы же выпрыгивали из окна на смерть». (Из окна «дома Гиммлера» – на площадь перед Рейхстагом, простреливаемую насквозь автоматным и пулеметным огнем. – С. Б.)
«Квартиру дали лучше, но неблагоустроенную. Работаю на фанерном комбинате слесарем… Почему нас совсем забывают?»
И последнее письмо, от 12 января 1973 года:
«Жизнь моя не блещет, хвалиться нечем. Я ни на кого не надеюсь больше, когда были нужны – нам обещали. Хотя мы были молоды, нас легко было обмануть. Как получилось, тебе известно. Вот моя обида пожизненно. Я прошу насчет меня не хлопотать. Думаю, бесполезно все и надоело».
19 апреля 1973 года Григорий Булатов покончил жизнь самоубийством.
Сейчас в вятских краях вспомнили о своем герое. В городе Слободском в 2005 году и в городе Кирове в 2015-м поставлены памятники. Родственники, земляки, сотрудники фонда его имени, редакции газет не раз обращались и в Администрацию Президента, и в Министерство обороны с ходатайством присвоить Григорию Булатову звание Героя России посмертно. Восстановить справедливость.
Пока тщетно.
«Леша Берест, Леша Берест – больная наша память…» Эту фразу часто повторял мой старший друг Василий Ефимович Субботин.
Алексей Берест в тот день 30 апреля водружал Знамя Победы вместе с Егоровым и Кантарией, а 1 мая вел переговоры о сдаче немецкого гарнизона, засевшего в подвалах Рейхстага. На эту роль его выбрали за огромный рост, внушительную внешность. Лейтенантские погоны скрыли под тужуркой, а немцам представили как «полковника Береста». Думаю, его невозможную для полковника молодость успешно скрывала печать непомерной усталости и напряжения – десять дней и ночей штурма никто из них не спал. Капитан Неустроев играл при Бересте роль адъютанта. Немецкий полковник сказал:
– Ваши солдаты возбуждены… Вы должны их вывести и выстроить… Иначе мы не выйдем!
И Берест ему врезал:
– Не для того я пришел в Берлин из Москвы, чтобы выстраивать перед вами своих солдат!
Немцы от капитуляции отказались. На следующие переговоры с ними пошел уже командир роты старший сержант Илья Сьянов.
Из дневников старшего лейтенанта Суботина:
«В одиннадцать часов вечера вдруг заговорили немецкие радиостанции – по-немецки и по-русски: «Мы капитулируем! Мы капитулируем! Не обращайте внимания на отдельные выстрелы. Могут быть провокации».
Рано утром второго мая первые пленные стали выходить из подвалов рейхстага».
Почему Алексея Береста не представили к званию Героя Советского Союза вместе с Егоровым и Кантарией – неизвестно. Или представили – и кто-то вычеркнул? И комполка Зинченко, и комдив Шатилов в мемуарах вообще не рассказывают о представлении Кошкарбаева и Булатова (может быть, и Береста) к званию Героев Советского Союза, обходят эти вопросы. Возможно, рамки тогдашней идейной цензуры не позволили.
Самое распространенное суждение (пошло оно от бывшего члена Военного совета 1-го Белорусского фронта генерала Телегина): дескать, Жуков недолюбливал политработников и потому вычеркнул Береста. Возможно, так и было.
Но Береста к званию Героя Советского Союза представили (повторно?) 3 августа 1946 года. К тому времени, в июне, Жукова подвергли опале, сняли со всех высоких постов и отправили командовать войсками Одесского округа. Так что к представлению Береста в августе 1946 года он не мог иметь отношения. Представление подписали комполка Зинченко, комдив Шатилов, комкор Чередниченко. Обратим внимание на слова: «Под его руководством сержант ЕГОРОВ и младший сержант КАНТАРИЯ водрузили над Рейхстагом Знамя Победы».
Однако 20 августа 1946 года кто-то начертал резолюцию: «Кр. Знамя». Кто? Чья это подпись?
Так Героя обошли высшей наградой Родины.
Трудной была гражданская жизнь Береста в первое десятилетие после демобилизации, не приведи испытать такое никому. Затем более или менее образовалась. Он работал грузчиком на мельзаводе, завальщиком на заводе «Продмаш», пескоструйщиком на «Ростсельмаше».
Алексей Берест и в мирной жизни погиб как герой: 3 ноября 1970 года, спасая маленькую девочку из-под колес поезда.
В 2005 году указом президента Украины Алексею Бересту присвоено звание «Герой Украины». Он был уроженцем Сумской области.
В 2016 году в рамках акции «Народный памятник – народному герою» жители Ростова-на-Дону собрали деньги и установили памятник Алексею Бересту.
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.