Легендарная драка СССР – Канада в 1966-м. Зрители выбежали на лед, тренер канадцев встал на колени перед Тарасовым
Точкой отсчета великого хоккейного противостояния СССР — Канада принято считать 1972 год, когда состоялась первая Суперсерия. Но есть и альтернативные мнения. Кто-то назовет 1954 год, когда советские и канадские хоккеисты встретились в финале чемпионата мира. Другие вспомнят Олимпийские игры — 1956 в итальянском Кортина-д’Ампеццо, где эти сборные сошлись в игре за золотые медали. В городе Тверь (в 1931-го по 1990 год он назывался Калинин) есть своя версия хоккейной истории. Одну из стен местного стадиона «Химик» украшает мемориальная доска, на которой написано:
«13 января 1966 года на стадионе «Химик» состоялся хоккейный матч между московским ЦСКА и чемпионами Канады среди любителей «Шербрук Биверс». Встреча завершилась победой команды Анатолия Тарасова со счетом 15:4 и стала началом противостояния советских и канадских хоккеистов».
При чем здесь ЦСКА — «Шербрук» и СССР — Канада? В прессе матч подавался под второй вывеской, что помогло собрать на стадионе 8 тысяч зрителей (еще несколько тысяч попасть на арену не смогли). Хотя, неизбалованные яркими зрелищами жители Калинина, скорее всего, пошли бы на хоккей, даже если бы в газетах не пытались повысить его значимость.
Что же это был за матч? Зимой 1966-го команда «Шербрук», являвшаяся на тот момент обладателем Кубка Аллана (упрощая, этот титул можно приравнять к статусу чемпиона Канады среди любителей), совершала турне по Европе. Несколько матчей в ГДР, затем Чехословакии, дальше настала очередь СССР. В Советском союзе первым соперником канадцев решили сделать ЦСКА, но матч перенесли из Москвы в Калинин. На расстоянии в полвека видится только одна причина для такого переноса: главный тренер армейцев Анатолий Тарасов не знал настоящую силу «Биверс» и не хотел рисковать на глазах у столичной публики и руководства страны.
Канадцы разочаровали советскую публику уже на трапе самолета — вместо габаритных атлетов, которых рисовали журналисты из СССР в своем воображении, на землю Калинина спускались вполне себе обычные люди. Вот, что писал об этом «Советский спорт»:
«Мы привыкли к тому, что канадские хоккеисты внешне производят самое внушительное впечатление. И каково же было наше удивление, когда позавчера из самолета, доставившего в Москву команду «Шербрук Биверс», вышли невысокие, худощавые спортсмены, напоминавшие скорее Цыплакова и Локтева, нежели Рагулина и Брежнева.
Тренер Джордж Рой, с которым мы поделились нашим недоумением, пояснил:
— Вы, очевидно, привыкли видеть те наши команды, в которых большинство игроков уже выступало в профессиональных клубах. Мои же ребята — чистые любители, все они живут и работают в Шербруке».
Ни видео, ни фотоматериалов об этой игре не сохранилось, остается довериться «показаниям» его участников. Вот, например, что написал в своей книге «Совершеннолетие» Анатолий Тарасов:
«К грядущим сражениям с чародеями шайбы мы готовимся не только в плане совершенствования своей тактики, техники, физической подготовки, но и в плане волевой, психологической настроенности, внутренней собранности. Каждый хоккейный солдат должен знать, что ждет его впереди. Вот почему мы провели несколько соответствующих экспериментов во время турне по Канаде и в городе Калинине, где однажды сыграли по канадским профессиональным правилам с командой «Шербрук Биверс» — обладателем кубка Аллана.
Это был нехороший матч, хоккеисты часто и много дрались. Это был грязный хоккей. Но мы оказались вынуждены провести этот эксперимент, чтобы канадцы не застали нас врасплох.
Любопытно, что уже на двадцать восьмой минуте, когда на поле происходила настоящая потасовка, по рекомендации судей матч прекратился. В судейской комнате собрались судьи и тренеры, чтобы выяснить, как же играть дальше. Мой коллега, играющий тренер Джордж Рой, бывший профессионал, который, судя по его внешности — рубцам на лице, отсутствию зубов, — повидал на своем веку немало, предложил прекратить матч в таком виде и начать играть по нашим любительским правилам.
Экспериментом мы остались довольны. Дело, как понимает читатель, конечно, не в победе с разгромным счетом 15:4. Гораздо важнее другое — мы почувствовали, что можем играть в разный хоккей, в том числе и в самый жестокий, и ради победы наши спортсмены способны на самопожертвование. Нас порадовало, что никто из ребят в этом матче не был травмирован, хотя тренеры на всякий случай решили ведущих своих игроков поберечь. В этот день места Альметова, Александрова, Локтева, Кузькина, Брежнева, других наших лидеров заняли молодые, чуточку безрассудные ребята, из тех, кому безразлично, с какого этажа прыгать — первого или четвертого, если это в интересах дела».
Еще один рассказ Тарасова о том матче можно обнаружить в документальном фильме Эмиля Мухина «Хоккей Анатолия Тарасова». Там тренер рассказывает, что встреча могла закончиться большим скандалом:
«Это было зрелище потрясающее — через две минуты все мои у них наверху сидят — кто за уши, кто дубасит и так далее. И вдруг — милицейско-солдатский кордон был прорван. И народ побежал. Могло случиться неприятное. Я дал команду — наши отпустили канадцев. Их играющий тренер Рой лежит около борта, потом санитары пришли — забрали».
И делится совершенно дикой по сегодняшним меркам историей, восстанавливая свой диалог с канадским коллегой Джорджем Роем:
«Рой — Тарасову: — Что, и сейчас мы драку начали? Как ваши советские газеты пишут?
Анатолий Тарасов — Рою: — Какая разница — кто начал? Самое главное — великолепный матч, зрители решили поближе подойти, посмотреть что там творится? Нашему зрителю тоже понравилась драка.
Рой: — Как она может нам понравиться? Двоих уже отправили в госпиталь, и я сейчас еду. Я так больше играть в этот хоккей не буду.
Тарасов: — Что я должен сделать?
Рой: — Анатолий, давай играть в нормальный хоккей.
Тарасов: — Напишешь все, как было? Интервью в американо-канадские газеты дашь?!
Рой: — Да!
Тарасов: — Становись на колени и крестись.
Канадец встал на колени калининской раздевалки и перекрестился.
— Больше никогда до нас не дотрагивались!»
Позже «Шербрук» разгромно проиграл и молодежной сборной СССР (1:8), но сумел зарубиться со «Спартаком» (5:6). Канадские любители оказались несостоятельны после лучших советских хоккеистов. Ну а что касается матча в Твери — с него вряд ли стоит вести отсчет принципиального противостояния, но первое хоккейное побоище СССР — Канада, похоже, состоялось именно там.
Подпишитесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене