Парад во время чумы
Андрей Суздальцев
Парад во время чумы
Парад Победы является главным запланированным политическим событием 2020 года. Дело не только в 75-летии разгрома фашисткой Германии, но и в том, что победа СССР во второй мировой войне лежит в основе современной белорусской государственности, а в РФ данный праздник носит сакральный характер и обеспечивает «скелет» крайне сложной и только формирующейся государственной идеологии России. Кроме того, не стоит забывать, что в Российской Федерации праздник Победы стал народным и он совпадает со стихийно возникшей традицией поминовения погибших в Великой отечественной войне дедов и прадедов.
Так, более 600 лет назад, после возвращения великого князя Дмитрия Донского с Куликова поля и погребения в день памяти великомученика Дмитрия Солунского павших в битве воинов, а потери были страшные, русские земли опустели, по мужской линии погибли целые роды, постепенно, век за веком стал формироваться культ Дмитриевской субботы. В данный день было принято совершать панихиды по воинам, погибшим за Отечество и до 1917 года данный день был государственным днем поминовения.
Примерно тоже самое, но только в современном формате происходит сейчас и с Днем победы 9 мая. Он превращается в культовый семейный обряд. Сейчас почти в каждой семье в России имеется собственная родословная, которая, как правило, начинается с 1941 года. Так что российская традиция «Бессмертного полка» постепенно становится своеобразным крестным ходом потомков в память погибших 75-80 лет назад родных людей. Исходя из этого, мы можем понять, почему Лукашенко и белорусские националисты столь яростно противостоят всем попыткам укоренить «Бессмертный полк» в Минске.
При этом стоит напомнить, что совсем недавно, 21 октября 2019 года в ходе интервью казахстанскому телевизионному агентству «Хабар» белорусский президент заявил: «Но самое главное — Белоруссия, да и Казахстан, они ведь всегда были под чьей-то плеткой, как я часто говорю. Кто-то нами понукал, кто-то пытался на колени поставить. Особенно в Белоруссии. Все эти войны — не наши войны... Это не наши были войны. Мы тем не менее горя хлебнули».
Но сейчас, в условиях пандемии, охватившей весь мир и заставившей Москву отказаться от полноценного парада Победы, белорусский президент оказался буквально преисполнен желания во чтобы то ни стало провести парад Победы в Минске и даже разослал лидерам многих стран приглашение.
Ход мыслей А. Лукашенко понятен. Коронавирус преподнес ему невероятный шанс: буквально в «шаговой доступности» от предвыборной кампании он вдруг оказался единственным претендентом на проведение классического парада Победы (с парадом частей и показом ВВС).
С одной стороны, Лукашенко вдруг оказывается в роли единственного наследника победы всего советского народа в Великой отечественной войне, что автоматически делает его идейным лидером постсоветского пространства, обошедшего Россию в сфере исторической памяти. С другой стороны, лучшей возможности не просто досадить президенту России, а буквально нокаутировать В. Путина больше никогда не будет.
При помощи парада А. Лукашенко на радость российским политическим маргиналам буквально врывается на российское политическое поле, где он, в свою очередь, может уже безнаказанно громить Кремль. Понятно, что при таком развороте событий ценность А. Лукашенко для Киева и Запада вырастет буквально на порядок.
Помимо этого, в сценарии парада в Минске имеются и другие очень приятные для А. Лукашенко «опции». К примеру, естественно, что парад во главе с «генералиссимусом» Лукашенко покажут все мировые телеканалы, включая российские, что сразу сделает белорусского президента значимой части российского общества и создаст основу для поддержки в РФ шестого президентского срока. Кроме того, минский парад нанесет колоссальный удар по имиджу России, как победительнице во Второй мировой войне. Но вот тут надо поподробнее…
Кто де-юре является наследником Великой Победы?
Две недели назад, 25 апреля президенты России и США сделали совместное заявление по случаю 75-летия встречи союзных войск на Эльбе. А почему к ним не присоединился А. Лукашенко? Да потому, что его в ряды победителей никто не звал…
Но при этом последние два десятилетия белорусский президент, выступая в День Победы, обязательно упоминает страны антигитлеровской коалиции, без, естественно, России, которые «помогли Беларуси» победить врага. Естественно, Минск в праздничные дни украшают флаги РБ, США, Великобритании и даже Франции, но не России. Операция «Багратион» в Минске трактуется, как подвиг войск опять-таки «белорусских» фронтов. Россия, как в принципе, и в Польше, Чехии и других странах Центральной Европы, оказывается совершенно не причем. Для сравнения, стоит напомнить, как в 2014 году по версии Киева, выяснилось, что Бухенвальд в Польше освободили украинские солдаты…
Все годы своего правления, А. Лукашенко проводил в отношении Великой Победы вполне продуманную политику. Во-первых, при всей риторике о «вкладе всего советского народа», неуклонно проводилась мысль о том, что вклад белорусского народа несомненно больше. Со временем этот, между прочим, действительно огромный вклад эволюционировал в «решающий». Во-вторых, в республике постепенно была сформирована идеология наследников Победы, а белорусская армия трактовалась, как единственная наследница победоносной советской армии. В-третьих, не дожидаясь, пока миф о «решающем вкладе» укоренится в сознании белорусского населения и к нему привыкнут за рубежом, А. Лукашенко поспешил конвертировать подвиг дедов в реальные экономические преимущества и дотации. Стоит вспомнить заявление белорусского президента в феврале 2007 года, когда он возмущался в отношении отключения российского газа белорусским «ветеранам войны» в «двадцатиградусный мороз», хотя отключение газа состоялось благодаря провокационной и наглой политики самого А. Лукашенко.
В последующем, выставляя финансовые и ресурсные требования российским властям, белорусский президент неоднократно ссылался на «одни окопы», в которых «совместно гнили», что в свою очередь в Москве всегда вызывало оторопь: почему за геноцид белорусского народа в годы Великой отечественной войны должна расплачиваться Россия, а не Германия?
Со временем, у новых поколений граждан Беларуси, которые родились и достигли зрелости при А. Лукашенко, возникло ощущение, что именно А. Лукашенко и выиграл ту уже почти легендарную войну, дошел до Берлина, водрузил флаг Победы на Рейхстагом, создал независимое белорусское государство и т.д. Образ Великой Победы и образ А. Лукашенко в роскошном по сути советском мундире в сознании немалой части граждан республики слились. В качестве иллюстрации стоит напомнить, что в Белорусском государственном музее истории Великой отечественной войны «подвиг» А. Лукашенко представлен на отдельном стенде…
Во времена БССР в Минске нашли очень интересный и потрясающе сердечный вариант празднования 9 мая. В городе проводилось шествие ветеранов. Но по понятным причинам, через определенное время данное мероприятие проводить стало невозможно, хотя еще в 1990-е годы А. Лукашенко возглавлял шествие и это смотрелось очень хорошо, но видимо не совсем устраивало самого белорусского президента, не любившего с кем-то делить славу…
В такого рода шествии был свой смысл. Дело в том, что Акт о капитуляции фашисткой Германии маршал Г. Жуков подписал от лица Советского союза. Именно СССР, как победитель во Второй мировой войне, вместе с четверкой других победителей стал постоянным членом Совета безопасности ООН, а в столице СССР – городе Москве каждый год проводился не просто парад, а миру напоминалось, что именно Советский союз разгромил Германию и уничтожил фашистский режим А. Гитлера и осколок черепа фюрера лежит в качестве трофея в государственном архиве в Москве.
Но вот в 1991 году СССР распался и все страны – бывшие союзные республики, за исключением государств Прибалтики, стали считаться правопреемниками бывшего СССР. Но тут возникла коллизия. Имеют ли они право делить Великую Победу?
Конечно, Победа нераздельно, и все бывшие союзные республики имеют полное право считать её своей и праздновать в любом выбранном формате. Понятно, что и А. Лукашенко, являясь президентом своей страны, может проводить собственные торжественные мероприятия и никто ему не вправе диктовать какие-то условия. Но тут стоит кое-кому кое-что напомнить…
Дело в том, что растаскивание и приватизация Великой Победы, принявшие в последние годы характер какого исторического грабежа, чем-то напоминают раздел имущества детьми, когда отец еще не только не умер, а даже может в случае чего еще очень энергично напомнить о себе. Кое с кем, особо ретивыми, это уже произошло, и они сейчас бегают по всему миру и, обливаясь слезами, требуют международной солидарности против России.
Россия не является правопреемником СССР, как её соседи на постсоветском пространстве. РФ – продолжатель (continuer) Советского союза, а заодно и Российской империи, Российского царства, Великого княжества Московского, Владимиро-суздальского княжества… Именно в качестве продолжателя Российской империи Москва выплатила в конце 1990-х годов царские долги. Именно в качестве продолжателя Советского союза мир признал за Москвой право на советское ядерное оружие и военный флот, активы СССР за рубежом, вклады в иностранных банках, посольские здания в почти двух сотен стран мира. Россия заняла место СССР в Совете безопасности ООН. Итак, современная Россия и является тем же СССР, что 75 лет назад подписал Акт о капитуляции, только страна стала меньше, экономически слабее, но в военном плане способной нанести непоправимый ущерб любому агрессору. Да никто и не сунется.
Так что реальный юридически правильный парад Победы может быть произведен только в Москве, на Красной площади и над ней. Все остальные парады считаются местными импровизациями в память участия народов СССР в Великой отечественной войне. Хотя и здесь имеются свои нюансы.
К примеру, страны Прибалтики имеют право на проведение полноценных и юридически обоснованных парадов Победы. Читатель скажет, как же так, Минск де юре не имеет на такой парад право, а вот Таллин, Рига и Вильнюс имеют? Имеют, так как в составе советской армии воевали национальные воинские формирования, в большей степени укомплектованные уроженцами данных тогда союзных республик, а среди офицеров было немало офицеров национальных армий – 130-й Латышский корпус, 8-й стрелковый корпус, 16-я литовская стрелковая дивизия и еще целый ряд национальных подразделений, которые отбили свои республики и столицы в тяжелых боях. Граждане БССР призывались на службу в действующую советскую армию и из них не формировали отдельных национальных подразделений. Так что и Победа была общая, а не только белорусская…
Но, повторяем, в любом случае никто не покушается на право белорусского народа отмечать 75-летие победы в удобном для себя формате, включая проведение военного парада.
Так будет ли в Минске парад?
Как видим, у А. Лукашенко имеется огромный соблазн провести 9 мая Парад Победы в Минске. Но и тут есть уже возникают проблемы. Отказ Москвы и Пекина прислать на минский парад свои подразделения являются очень серьезными предостережениями белорусскому президенту. Надеемся, что он все понимает...
9 мая 2020 года парад в Москве все-таки состоится, но по словам президента РФ, он будет ограничен пролетом самолетов и вертолетов ВКС РФ над Москвой, а также над Санкт-Петербургом, Севастополем, Владивостоком, Самарой, Волгоградом и другими российскими мегаполисами, и крупными военными базами. Вечером по всей России будет произведен праздничный салют. Кроме того, будет задействован «балконный вариант» отмечания праздника и в особом формате будет проведен «Бессмертный полк».
На этом фоне марширующие солдаты в Минске будут выглядеть экзотикой, европейским вариантом празднеств и шествий в Пхеньяне, «пиром во время чумы» и свидетельством неадекватности белорусского руководства. В Минске должны понимать, что именно в таком формате парад в столице Беларуси будет интерпретирован по всему миру.
В итоге, ущерб космического масштаба самим фактом проведения парада в Минске может быть нанесен не России, которая в глазах Запада проявляет заботу о живых людях, а не о пусть и очень близких и оплаченных морем крови символах. Ущерб будет нанесен самой памяти о Великой Победе. Александр Лукашенко в мундире на фоне пандемии будет только дискредитировать подвиг дедов и прадедов, превращая его маскарад в реанимации.
Стоит подумать и о реакции российского истеблишмента на попытки соседнего диктатора украсть и приватизировать важнейший символ современной России.
Но пока, нет никаких свидетельств того, что А. Лукашенко видит риски проведения парада. Ведь вакцину против коронавируса А. Лукашенко к сегодняшнему дню так и не нашел. Понятно, что и не найдет, Видимо, поэтому политический выигрыш от парада все-таки перетягивает. Но это выбор белорусского президента и его ответственность за последствия.
Итак, 9 мая может считаться поворотным пунктом в подготовке всего государственного механизма РБ к проведению летней предвыборной кампании. Именно после Парада можно будет уже с минимум ошибок анализировать стратегию победы на выборах, реакцию Запада и России на белорусские выборы и обращать внимание на ситуацию на белорусском политическом поле. С учетом того, что в политическом смысле А. Лукашенко – «рыбка аквариумная», живущая без конкурентов и на хорошем корме, то беспокойство белорусского президента в отношении операции «Шестой срок» понятна.