Маршала забрали в плен
Есть в этой циничной борьбе некая особенность, а точнее закономерность. Пример подали самые «европейские» из всех народов, когда-то входивших в СССР, прибалты. Здесь постарались уничтожить всё, что связывало наши народы много лет. Охотно поддержали прибалтов в Грузии, а затем на Украине. В общем-то это право любого народа называть улицы именами своих национальных героев, менять старые таблички на новые. Революции свергают не только старые власти, но и памятники прежним героям. Важно понять, кто придёт им на смену. Время вносит свои коррективы, заставляет вспомнить о забытых именах, по-иному посмотреть на сложившиеся представления о тех или иных исторических событиях.
Странным видится другое. Вы можете себе представить, что в Германии найдётся муниципалитет, который примет решение о сносе памятника советским солдатам, а на их место предложит бюст маршала Геринга или партайгеноссе Бормана? Возможна ли в Париже ситуация, что площадь Сталинградской битвы будет переименована в память маршала Петена, честно служившего Гитлеру? Не будем множить примеры, такая ситуация невозможна. Более того, во многих странах само отрицание нацистских преступлений, Холокоста может привести к уголовному преследованию. Но только не в Прибалтике. Самой известной историей такого рода стал снос «Бронзового солдата» в Таллине (памятник был перенесён на военное кладбище. – Ред).
Эстонские власти предприняли в условиях мирного времени по существу военно-полицейскую операцию, уничтожив память о командирах и бойцах Красной армии, погибших при освобождении Таллина от фашистов. При этом марширующие по улицам латышской и эстонской столиц легионеры СС приветствуются властями, местными СМИ, даже находятся чиновники, идущие с ними в одном ряду.
Проспекты Бандеры и улицы Шухевича
Тема исторической памяти и ответственности за всё, что происходило с нашей страной и соотечественниками, когда нас ещё и на свете не было, очень деликатна, затрагивает чувствительные струны.
В самом деле, отвечают ли немцы, живущие в современной Германии, за преступления нацизма, должны ли они виниться перед пострадавшими в годы Второй мировой войны? Лучше всего на этот вопрос ответил президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер на Форуме памяти жертв Холокоста, который прошёл в январе этого года в Иерусалиме. Своё выступление он начал на иврите и продолжил: «Я выступаю перед вами как президент Германии и ощущаю на себе колоссальное историческое бремя, бремя вины. И всё же моё сердце переполняет благодарность за то, что те, кто пережил холокост, протягивают нам руку дружбы, выражают своё доверие. К сожалению, я не могу сказать, что мы, немцы, навсегда извлекли этот урок из истории. Не могу сказать этого, когда ненависть распространяется, когда на еврейских детей плюют в школьных дворах, когда откровенный антисемитизм прикрывается критикой израильской политики». А вот президент Украины Владимир Зеленский на памятную церемонию не прибыл. Возможно, не очень приятно было бы услышать вопросы о том, почему улицы, названные именами партизан, советских военачальников, жертв нацизма, русских поэтов и писателей, переименованы в проспекты Бандеры, улицы Шухевича и переулки Коновальца. Почему 1 января, когда во многих странах мира отмечают Новый год, на улицы украинских городов выходят молодчики с факельным шествием, отмечая день рождения Бандеры?
Современные украинские историки представляют Степана Бандеру как человека высоких нравственных принципов, говорят о нём как о предтече Че Гевары. Многочисленные публикации, фильмы, книги, музейные экспозиции привели к некоторому сдвигу, можно сказать, умопомрачению в общественном сознании. Незадолго до окончания своего президентского срока президент Украины Виктор Ющенко наградил Бандеру посмертно высшей наградой страны – званием «Герой Украины». Интересно звучит и формулировка указа: «За несокрушимость духа в отстаивании национальной идеи, проявленные героизм и самопожертвование в борьбе за независимое Украинское государство». Разумеется, о том, что «несокрушимость духа» бандеровцы проявляли с помощью топоров, удавок и виселиц, в указе не говорилось.
Предложение ничтожного человека
К сожалению, историческое мародёрство, оскорбление памяти павших советских солдат и офицеров становятся официальной политикой в странах Восточной Европы. Несколько лет назад в центре Праги я видел небольшую очередь школьников, которых заботливые экскурсоводы привезли в «музей оккупации». Реклама музея известна в чешской столице – это олимпийский мишка с автоматом и зверски оскаленной мордой. Так же держа автоматы, освобождали столицу Чехии в мае 1945 года советские солдаты. 12 тысяч из них и сегодня лежат в этой земле. В начале апреля в Праге был демонтирован (по причине переноса с площади в музей. – Ред.) памятник освободителю Освенцима и Чехословакии маршалу Ивану Коневу. Организатор постыдного события, ничтожный человечек по имени Ондржей Коларж, староста района Praha 6, при этом издевательски написал в Facebook, что статуя маршала была снята с постамента из-за того, что «в период карантина на ней не было медицинской маски».
До этого тот же Коларж требовал переноса памятника на территорию российского посольства. Напомним, что памятник в Праге был установлен 9 мая 1980 года. И поставлен он был не решением Политбюро ЦК КПСС, а по инициативе и на добровольные пожертвования пражан. Авторы мемориала – чешские скульпторы Зденек Крыбус и Вратислав Ружичка. Боевой маршал, один из лучших военачальников в истории человечества, стоит в распахнутой шинели с букетом сирени. Это были его любимые цветы, как вспоминала дочь маршала Наталия Конева. Заметьте, не на танке, не на коне и не с рукой, призывающей к атаке. Именно так, с букетами, его встречали жители чешской столицы. Свою оценку попыткам демонтажа памятника маршалу дал и президент страны Милош Земан:
«Это наш позор, потому что, каким бы ни был Конев, памятник был символом тех советских воинов, которые погибли при освобождении Праги, их было около 13 тысяч. Но также это был и символ всех красноармейцев, которые пали при освобождении Чехословакии, а их было около 150 тысяч».
Подобный случай в чешской столице не первый. Ранее был снят с постамента тяжёлый танк ИС-2, на котором первым ворвался в Прагу и погиб здесь советский лейтенант Иван Гончаренко. Танк был перекрашен в розовый цвет и издевательски используется для всевозможных перформансов. Особый цинизм ситуации с памятником придаёт тот факт, что на его месте планируется возвести монумент памяти «настоящих освободителей Праги». Под этим термином именуют власовцев. Инициативу на этот счёт, которую нельзя назвать иначе как скандальной, озвучил староста пражского района Ржепорье Павел Новотны. Он это сообщил на сборище, посвящённом 75-летию Пражского манифеста Комитета освобождения народов России (КОНР – орган политического руководства, сформированный и организованный нацистами для поддержки движения Власова. – Ред.).
Манифест, принятый в Праге, являлся по существу присягой на верность Гитлеру. Сам г-н Новотны – личность примечательная. В недавнем прошлом занимался в качестве шоумена эпатажными проектами, пробился на ток-шоу. Запомнился многим, когда позировал на телевидении в очках с пенисом.
Будем об этом помнить!
К сожалению, подобного рода «конференции» поддерживаются официальными чешскими властями. В данном случае министерством культуры страны и пражской мэрией. Что же касается инициативы старосты, для меня нет в этом ничего удивительного. Как правило, после уничтожения монументов освободителям начинается реабилитация нацистов и их добровольных соратников. В данном случае это касается не только власовцев, но и чехов, которые в немалом количестве честно служили фюреру и Третьему рейху все годы Второй мировой войны. Копаясь в жизни и судьбе маршала Конева, фальсифицируя его биографию, некоторые чешские политики пытаются по-своему объяснить историю Второй мировой войны. Но некоторые факты им хотелось бы напомнить.
Пражская наступательная операция 6-11 мая 1945 года была последней операцией Великой Отечественной войны. Сразу после взятия Берлина войска 1-го Украинского фронта под командованием Ивана Конева нанесли удар по группе армий «Центр», которой командовал генерал-фельдмаршал Фердинанд Шернер. Чтобы поддержать народное восстание местных жителей против нацистов, войскам Конева пришлось совершить сложный марш-бросок через труднопроходимые Рудные горы. 9 мая Советскую армию радостно встречали в Праге. Известен приказ Конева о крайне бережном отношении к старинному городу в результате штурма. В гигантском котле оказалось около полумиллиона солдат и офицеров вермахта. В эти же дни был пленён войсками танкового корпуса генерала Фоминых генерал Андрей Власов. Конев лично допросил его на командном пункте фронта, и изменника отправили в Москву спецбортом.
Сразу после окончания войны никаких сомнений в том, кто освободил Прагу и сколько потерь было у Красной армии во время штурма, не было. Но со временем окопавшиеся на Западе власовцы, избежавшие заслуженной кары, осмелев, стали выдвигать свои версии этих событий. Поддерживал эти версии Александр Солженицын, после чего они и получили хождение. Утверждалось, что немцы под Прагой были наголову разбиты дивизией власовского генерала Буняченко, которому и необходимо передать все лавры освободителя. Непонятно было одно, почему «благодарные чехи» арестовали и передали весной 1945 года Смершу власовского генерала Трухина, генерала Шаповалова они же расстреляли, а генерала Баерского, который попытался хамить, просто вздёрнули на ближайшей осине. На самом деле, оказавшись в районе Праги, власовцы получили приказ немецкого командования поступить в распоряжение группы армий «Центр». Этот приказ Буняченко лично озвучил Шернер, прилетевший в расположение дивизии на «Физелере». Не желая вступать в бои с Красной армией и понимая, что война проиграна, Буняченко приказал силой проложить дорогу в сторону американских войск, не считаясь с потерями.
Таковы исторические факты. Хотел бы напомнить чехам о том, что не Советский Союз участвовал в позорном Мюнхенском соглашении 1938 года, а Германия, Великобритания, Франция и Италия. А вот благодаря победам Красной армии чехам вернули Судеты, где они благополучно сейчас и проживают. Перед расчленением Чехословакии нацисты не только демонстрировали военную силу, но и оказывали моральное давление на европейцев. Вот ответ Геринга на миролюбивое выступление президента Чехословакии Бенеша:
«Мелкий сегмент Европы будоражит человечество… Эта ничтожная раса пигмеев (чехов) без какой бы то ни было культуры – никто не знает, откуда они взялись, – угнетает культурный народ, а за ним стоят Москва и проклятая маска еврейского дьявола».
Вот какая судьба готовилась чехам и словакам, и хорошо бы помнить об этом. Современные историки, не говоря уже о широкой публике, стали забывать, кто помогал нацистам воевать против нас во Второй мировой войне. Советская историческая наука старалась не акцентировать внимание на этой деликатной теме. С Финляндией после войны мы крепко дружили, у итальянцев покупали завод «Фиат», а страны социалистического содружества, в прошлом союзники нацистов, так те вообще были вне критики. Что интересно, в числе пленных, воевавших на стороне Германии, помимо немцев оказались около миллиона граждан различных европейских стран. Больше всего было чехов и словаков (70 тыс.), поляков (60 тыс.), югославов (22 тыс.). Не забудем и то, что начиная с 1938 года все крупные предприятия Чехословакии исправно работали на нацистскую военную машину. Поэтому советский военный лозунг относительно Чехословакии можно уверенно переиначить: «Всё для фронта, всё для победы Гитлера!». Только один пример. Знаменитые чешские заводы «Шкода», где трудилась рабочая элита страны, за год перед нападением на Польшу выпустили столько же военной продукции, в том числе бронетехнику, сколько вся английская военная промышленность за тот же период.
Будем откровенны, обойдёмся без дипломатических изысков, если с нами разговаривают на языке погромщиков. В современной Чехии последовательно и целеустремлённо воспитывают новые поколения в ненависти к России и всему русскому, нашим историческим ценностям и даже дорогим нашему сердцу могилам. Требование Минобороны России передать памятник Конева нашей стране было отвергнуто Чехией по формальным признакам. Бронзового маршала забрали в плен. Уже после его смерти. Будем об этом помнить!
Рафаэль Гусейнов, секретарь Союза журналистов России
Источник: https://versia.ru/istoricheskie-marodyory-snesli-pamyatnik-konevu-v-prage