ЖЫанкета. Выпуск 46: Улья Нова
ЖЫанкета. Выпуск 46: Улья Нова
«Живые поэты» или «ЖЫ» – литературный проект Андрея Орловского, способствующий развитию и популяризации современной поэзии. За последние три года в редакцию поступило более 20 000 заявок, а участниками проекта стало 250 человек из 80 городов 15 стран.
«ЖЫанкета» – это серия интервью, в которых поэты рассказывают о своих жизни и творчестве, правила жизни современников. Читайте каждую неделю по пятницам на сайте «Эха Москвы» и в социальных сетях проекта «Живые поэты».
В преддверии выхода второй антологии лучших стихотворений проекта «Живые поэты» в сорок шестом выпуске представляем нового автора из Риги – Улья Нова, которая рассказала о пике творческой биографии, жизни с меланхолией, божественной и демонической лотереи на удачу.
О пике творческой биографии
Пик моей поэтической биографии связан с журналом «Крокодил», в той реинкарнации рептилии, которая случилась под управлением Сергея Мостовщикова. Именно там в одно прекрасное время выходили гирлянды лимериков, сатирические басни и стихотворные эксперименты моего изготовления. Там однажды был опубликован готический роман в стихах «Богатая Настя». Это драгоценное для моего сердца событие занимало целый разворот. Готическая пивная под названием «Жесть» и ее зловещие посетители обрели свое почетное место на жесткой бумаге легендарного и любимого журнала нашей родины. Может показаться, что я бессовестно хвастаюсь, но нет, это не так: я просто обожаю те времена и немного скучаю по ним.
О помимо
Оказавшись на обочине стиха, пытаюсь писать прозу, а в другие дни редактирую свои и чужие книги. В последнее время к этому прибавились новые увлекательные занятия – например, я учусь жить с меланхолией, ведь именно такую форму приняли у меня зрелость и свобода. Кроме того, изучаю латышский язык города Риги, в котором теперь живу, и по возможности стараюсь улучшить уровень своего английского. Конечно, изучение иностранных языков – поглощающее и ревнивое дело. Но, кстати, оно идет в ногу с поэзией: обметает пыль с высказываний, настраивает внутреннее чувство ритма и заостряет рецепторы работы со словом.
О процессе
Последние десять лет все свои стихи я писала на экране коммуникаторов и айфонов. Сочиняла в метро, на бегу, в бессонницу, в поездах. Для меня в таком способе письма присутствует важный момент – близость разговору в чате, подобие общения в мессенджере. Тогда в каждой стихотворной строке отчасти присутствует инерция живой речи, диалога, стихотворение заострено. Оно движется по направлению к своему адресату. Оно – акт коммуникации, общения, обмена. Ироничная реплика. Искреннее признание. Маленький рассказ-монолог. Такой способ сочинительства меня вдохновляет. Шум большого города, сутолока, суета. Шар твоей личной священной тишины и тайны. Экран помещается на ладони, позволяет писать на ходу. И всегда подразумевается собеседник, дорогой читатель или единственный зритель в этом маленьком бродячем театре одного поэта.
О причинах
Банальность скажу: стихотворение – емкое нерушимое послание, концентрат ритма, смысла и голоса. Но вот что удивительно: при удачном стечении обстоятельств – это гордое игорное письмо способно лететь сквозь время. Оно может наугад попадать к самым неожиданным адресатам. Оно может неожиданно найти понимание, принятие, сочувствие, соучастие. Сопричастность. Поэтому написание стихов – божественная и демоническая лотерея на удачу, бумажный голубь со словами на крыльях, которого, зажмурившись, выпускаешь в мир. Страшно, трепетно, невозможно не попробовать.
О темах и смыслах
Практикуюсь в жанре маленькой стихотворной притчи. Иногда сочиняю абсурдистские басни. Мне нравятся небольшие стихотворные истории. И экзистенциальные городские сценки, в которых, надеюсь, несмотря на отголоски печали и сомнений, все же присутствуют цвета, движение лучей и возможность чуда в каждой маленькой жизни. У меня есть два стихотворения: «Зеленая басня» (осуждающая браконьеров) и «Зеленая рецензия» (призывающая писателей беречь деревья) – их содержание так или иначе связано с экологией, с важностью охраны окружающей среды от жесткого и бездумного обращения.