Почему за декор станции Новокузнецкая художник лишился жизни
Знаменитая станция московского метро, «Новокузнецкая», открылась поздней осенью 1943-го года. Еще ни одна платформа метрополитена ранее не была украшена таким обилием архитектурных элементов и не производила такого мощного впечатления. Художник Владимир Фролов постарался на славу, оформляя роскошное панно из мозаики. К несчастью, творец так и не смог полюбоваться своим детищем, поскольку работа над оформлением композиции стоила ему жизни.
Почему задержали открытие станции
Еще одна станция, «Автозаводская», открылась немного раньше. И москвичи пользовались ею уже с января 1943-го года. Дело в том, что все работы над «Новокузнецкой» производились в блокадном Ленинграде. Условия там не располагали к быстрому и успешному труду. Жители хотели просто выжить. И если удалось прожить хотя бы еще один день, каждый думал, что ему повезло. Рабочих и оборудование срочно перебросили в столицу. Поэтому план по производству эскалаторов запаздывал. Ну а пока москвичи просто ехали дальше, и строительные работы продолжались.
Согласно задумке, новую станцию должны были оформить на тему преобразования Москвы по Генеральному довоенному плану. Однако Великая Отечественная подсказывала другие варианты дизайна. Поэтому подвиг трудового советского народа и воинов-освободителей красной линией прошел по всему проекту станции.
Богатая лепнина и эклектика декора
Интересно, что «Новокузнецкая» в итоге была оформлена несколько эклектично, сочетая в себе разнообразные стили и элементы. Архитектурные задумки авторов, Надежды Быковой и Ивана Таранова, были основаны на древнеримских идеях.
Однако замысловатые узоры старины здесь заменили актуальной тематикой в виде армейских звезд, орудий труда пролетариата и крестьян. Величественные скульптуры, поддерживающие своды, повествуют о военных буднях. Щиты с причудливым орнаментом посвящены городам необъятной страны, которые героически оборонялись от фашистов.
Изысканные скамейки из красивого мрамора, на которых так и хочется посидеть, отдохнуть, вызвали множество пересудов. Тут же пошел слух, что мраморный материал взяли из руин святыни — знаменитого храма Христа Спасителя. Того самого, что был уничтожен взрывом по приказу верховной власти. Но историки в подобных фактах сомневаются. Вряд ли бы остатки стен и декора храма так долго сохранились целыми. Ведь с начала 1930-х годов много воды утекло. Ну а проект скамеек появился уже спустя почти десять лет.
Трагичная история мозаичной композиции
Таинственный свет торшеров привлекает внимание к великолепной мозаике, притаившейся на сводах. Автором идеи стал художник-оформитель Александр Дейнека. Первоначально четырнадцать мозаичных сюжетов, которые рассказывали о буднях тружеников Донбасса, предназначались для другой станции, «Павелецкой».
Но в ходе строительства весь дизайн пришлось менять. В итоге семь из задуманных панно (остальные просто не поместились) расположились на новокузнецких сводах.
Создателем легендарного панно стал живописец Владимир Фролов, который трудился над каждым штрихом мозаики в ленинградской мастерской. Завершив композицию, автор тут же переслал готовый заказ в столицу СССР. Полюбоваться новой станцией мастеру так и не пришлось: в блокадном Ленинграде его настигла голодная смерть в суровые февральские дни 1942-го года.