Что думают юристы о законности режима самоизоляции
Вот уже месяц россияне существуют в непривычном и непонятном для них режиме – режиме самоизоляции. С одной стороны, масштаб распространения коронавирусной инфекции во всем мире действительно пугает, и всем понятно, что с этим нужно что-то делать. С другой стороны, а имеют ли право власти так жестко ограничивать свободу передвижения граждан?
Сам термин «самоизоляция», который активно используют российские власти, подразумевает добровольность. Если ты беспокоишься о своем здоровье и благополучии своих близких, то будь добр – не выходи из дома лишний раз, отмени все встречи и держи дистанцию от посторонних. Но что делать, если выход из дома приравнивается к преступлению и наказывается крупным штрафом, а потерянный доход никто не компенсирует? Насколько правомерно в таком случае поступают власти? Но есть возможность оспорить штрафы по формальным признакам. «Для судов, правоприменителей и граждан сегодня есть четкий правовой ориентир – подписанный 21 апреля 2020 года «Обзор Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1», – рассказывает Иван Соловьев. – Из обзора следует, что основанием для наложения штрафа за нарушение режима самоизоляции является протокол, составленный уполномоченным на то сотрудником полиции, усиленный постановлением суда о назначении штрафа. Таким образом, автоматически штрафовать по камерам, по данным сотовых операторов, по данным банков о совершенных с помощью кредитных карт платежах и так далее недопустимо».
Дело в том, что машиной, телефоном и картой может пользоваться родственник или знакомый. Поэтому, по мнению юриста, автоматический режим привлечения к ответственности в данном случае недопустим. Другой принципиальный вопрос – региональные КоАПы не могу предусматривать ответственность за нарушения, которые имеются в федеральном.
«Кроме того, судьям настоятельно рекомендовано при назначении наказания учитывать то, что оно должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, – говорит Соловьев – В принципе, это можно расценить как сигнал не лютовать с гражданами и учитывать все обстоятельства, которые привели к совершению правонарушения».
И если гражданин все же привлечен к административной ответственности, то обжалование надо начинать с процессуальных вопросов. Например, имел ли право сотрудник полиции привлечь гражданина к административной ответственности по региональному кодексу.
«Все дело в том, что любой полицейский, проходящий службу в московском, саратовском или ином главке МВД, является сотрудником федерального министерства, и поэтому привлечь гражданина к административной ответственности может только по федеральным же законам и кодексам, – отмечает юрист. – Но, например, в Москве заключено соглашение между МВД России и мэрией Москвы, к тому же утвержденное главой правительства. Оно и дает полицейским законное основание для привлечения граждан, находящихся на территории Москвы к административной ответственности по статьям КоАП Москвы. Не уверен, что подобные процедуры соблюдены в остальных регионах страны, поэтому такой факт надо проверить в первую очередь».
Обжаловать постановление по делу об административном нарушении необходимо письменно. Жалоба подается вышестоящему лицу или вышестоящий орган, если постановление было вынесено и утверждено должностным лицом, в суд района, в котором находится коллегиальный орган – если постановление было установлено коллегиальным органом, в суд вышестоящей инстанции – если решение было принято судьей.
В жалобе необходимо четко указать все причины и обстоятельства, в связи с которыми вы считаете наказание неправильным. И лучше подкрепить слова дополнительными аргументами – выпиской из истории болезни, рецептом с расписанной формой приема препарата, показаниями свидетелей и т.д.
«Но в любом случае гораздо безопаснее сегодня из дома без крайней нужды не выходить, – предупреждает Соловьев. – Но раз уж случился какой-то форс-мажор, то не стесняясь настаивать на том, что вы были вынуждены нарушить режим самоизоляции. И если должностное лицо не услышит вас, то, скорее всего, это сделает суд».