Предприниматели с 1 мая смогут подать заявление на гранты для зарплат сотрудникам
На программу грантовой поддержки предприятий пострадавших отраслей выделено 80 млрд рублей, сообщил глава Минэкономразвития
Предприятия малого и среднего бизнеса с 1 мая смогут подать заявление на получение грантов на зарплату, которые будут предоставляться в мае и июне. Всего на программу предусмотрено 80 млрд рублей, заявил глава Минэкономразвития Максим Решетников.
Гранты — это вид безвозвратной поддержки, и бизнес может потратить эти деньги на то, что посчитает необходимым. Но главное требование к предприятиям для получения грантов — максимальное сохранение рабочих мест, не менее 90%.
При этом программой зарплатных кредитов под 0% воспользовались около 6 тысяч предприятий, еще 22 тысячи заявок находятся на рассмотрении, сообщил Решетников.
Проблема увольнения сотрудников для бизнеса остается острейшей, и пока объявленные меры поддержки ее не решают. Так, ретейлер одежды Fashion House объявил о прекращении работы из-за пандемии. Компания направила сотрудникам письма, в которых говорилось: «Мы вынуждены признать нашу компанию финансово несостоятельной и подавать на банкротство». Работодателя можно понять, считает член президиума «Опоры России» Юрий Савелов.
Юрий Савелов член президиума «Опоры России» «Компанию закрыли, денег на счете нет. Вы или предлагаете идти в неоплачиваемый отпуск, или увольняться. Дело здесь даже не в банкротстве, сейчас банкротство запрещено до 1 мая, просто у предпринимателей нет денег и все, и таких очень много. Сделать с этим ничего нельзя. Сотрудники встают на биржу труда, в Москве получают 19,5 тысячи, в других регионах еще не определились сколько. Банки под зарплату не дают обещанные кредиты под 0%, очень много отказов. И все, компании расстаются с людьми. Первым делом надо платить зарплату, люди ждут. У них какие-то долги остались за март, может быть, еще. Я думаю, если пандемия побыстрее закончится, они выплатят эти старые долги, а так все, большая безработица будет в мае, а в июне еще больше. Так во всем мире, никуда от этого не уйти».
У сотрудников в такой ситуации в условиях пандемии есть два варианта. Первый — договариваться с работодателем, в этом случае работники наверняка будут в чем-то уступать, но зато смогут получить деньги относительно быстро. Второй вариант — судиться и взыскивать все, но этот путь, особенно в сегодняшних обстоятельствах, куда более долгий и затратный. В любом случае в ультимативной односторонней форме такие вопросы не решаются, говорит адвокат бюро Forward Legal Олег Шейкин.
— Работодателю в этой ситуации тоже выгодно договариваться с работниками. Это, во-первых, связано с тем, что он уменьшает свою долговую нагрузку по зарплатам. Во-вторых, любой разумный предприниматель понимает, что есть ответственность, и она довольно суровая, за неправомерные действия с работниками. Наверняка, если компания предлагает договариваться и говорит, что у нее денег ноль, это некий переговорный рычаг для работников. Сейчас с учетом пандемии суды временно приостановили свою работу, и что будет твориться в судах после возобновления работы, пока еще даже сложно представить. Безусловно, суды будут на стороне работников, они не будут на стороне работодателя в этой ситуации.
— Вы говорите, если работодатель предлагает договариваться. Но в этой ситуации [c Fashion House] он не предлагает договариваться, по крайней мере сейчас, работникам в одностороннем порядке разослал письма с тем, чтобы они написали заявления.
— Работникам не нужно подписывать такие соглашения, если работодатель не предлагает что-то за эту уступку. Если работодатель ничего им не предлагает и говорит: «Я только хочу, чтобы вы подписали соглашение, распоряжение» — это неконструктивный разговор, и в такой ситуации работникам нужно обращаться и в трудовую инспекцию, и в прокуратуру, и в суд, создавать резонанс возле этой ситуации и взыскивать как можно больше. И не исключено, что в такой ситуации либо уже работодатель пойдет на определенные уступки, либо, если не пойдет, работник взыщет все, что ему положено, и доведет дело так или иначе до конца.
Если работодатель действительно оказался банкротом, то зарплата работникам все равно должна начисляться, поскольку принят мораторий на подачу заявлений на признание должника банкротом. Юрист Межрегиональной коллегии адвокатов Москвы Алексей Скляренко рекомендует работникам, оказавшимся в такой ситуации, не расторгать трудовые договоры и при этом искать себе новую работу.
Алексей Скляренко юрист Межрегиональной коллегии адвокатов Москвы «Эта акция спланированная. Одномоментно все люди получили уведомление с предложением о расторжении трудовых договоров, плюс не работают ни электронные сервисы, ни телефоны. По всей видимости, работодатели готовятся к этой акции, возможно, идет и вывод каких-то средств, потому что вообще не иметь денег на счетах невозможно, тем более такая крупная сеть. На сегодняшний день организация несет большие убытки, и заработная плата — это только одна из составляющих, а туда же надо еще и аренду, и какие-то долги, это идет вопрос обнуления. В последующем, когда обнуление пройдет полностью, возможно, эта организация выйдет на рынок под новым брендом, вот и все. Если это преднамеренное банкротство, то это уголовная ответственность, там до шести лет лишения свободы. Но все это проходит уже в рамках дела о банкротстве, которое рассматривает арбитражный суд. Но если денег нет совсем и никто платить не собирается, я бы рекомендовал не расторгать трудовые договоры, а искать работу, где нет необходимости заключать трудовые договоры и деньги получать в конверте».
Ранее сообщалось, что Минэкономразвития запретило банкам взимать комиссии при выдаче беспроцентных кредитов на выплату зарплаты.