В строю «Бессмертного полка»
9 мая прошлого года я впервые стал участником акции «Бессмертный полк». Казалось, в этот день все жители столицы вышли на улицы, бульвары, площади, проспекты - шествию не было конца. Весь центр Москвы буквально тонул в людских потоках. Шли ветераны и совсем ещё дети. Шли люди разных возрастов и профессий. Шли люди разных национальностей. И у всех в руках портреты родственников: в военной форме, с орденами и медалями, в гражданской одежде…
Сколько людей участвовало в этих шествиях по всей России, в бывших республиках Советского Союза и в десятках других государств, сказать сложно. Шли миллионы. Они чтили память и подвиги людей, спасших мир от фашизма. Знаю, что только в Москве в акции приняли участие около миллиона человек! Вдумайтесь - около миллиона… А сколько в каждой семье погибших или просто воевавших! А сколько судеб, оказавшихся на перекрестке военных дорог! И сейчас потомки, оглядываясь в прошлое, с гордостью и любовью, с особым чувством сопричастности несут память – в фотографиях дорогих лиц своих родных… И тем самым говорят: «Помните!»
В течение этого многочасового шествия многие рассказывали о подвигах своих дедов и отцов, бабушек и матерей. Невольно и мне захотелось поделиться историей из жизни моей семьи, вспомнить и о моих близких родственниках, что приближали Победу. Ведь только по линии одного моего деда на фронтах войны погибли двое из трёх его братьев. Моя прабабушка Ксения Бойкова умерла от голода и холода во время блокады Ленинграда. И этот скорбный список далеко не полный…
Я нес портрет своего деда Николая, моего тезки. Он прошёл на передовой всю войну, как тогда говорили, «от звонка до звонка». Началась она для него 22 июня, в Киеве, где дедушка буквально за день до войны окончил военное училище. А завершил он свой боевой путь в Берлине, расписавшись на стене рейхстага. На этом пути было пройдено много военных дорог: и оборона Сталинграда, и форсирование Днепра под Киевом, и взятие Варшавы, и битва за Будапешт, и встреча с американскими солдатами на Эльбе. Четыре боевых ордена и два десятка медалей – своего рода вехи пройденного им пути.
На войне мой дед командовал автомобильной ротой. Он не ходил в штыковые атаки, не расстреливал фашистов из танка или самолёта. Однако его жизнь неоднократно висела буквально на волоске от смерти. Дело в том, что его рота подвозила тем же танкам и артиллерии боеприпасы и горючее. Немцы охотились за такими «обозами смерти» и с воздуха, и с земли. Вот лишь один эпизод, который произошел под Сталинградом. Рота, которой командовал мой дед, доставляла горючее для наших танков. Авиация фашистов засекла этот конвой и начала пикировать на небольшой высоте, сбрасывая бомбы и поливая из пулемётов. Водитель бензовоза, в котором ехал мой дед, был убит. Машина загорелась, но, к счастью, ещё не взорвалась. Дед, сбив пламя со своего автомобиля, сел за руль и по проселочной дороге увел уцелевшие от налёта машины. Деревья укрыли их от авиации врага. Выждав некоторое время, колонна, спасенная Николаем Бойковым, доставила горючее танкистам. Те, заправив свои машины, атаковали важный укрепрайон и выбили из него фашистов. За этот «автопробег» мой дед получил свою первую награду - Орден Красной Звезды.
Рота, возглавляемая дедом, неоднократно служила для врагов мишенью. При переправе наших войск через Днепр она, например, подвозила на передовую понтоны для наведения мостов. Пехота могла форсировать Днепр и на лодках, и вплавь, и вброд… Но танки и другая тяжелая техника переправиться через глубокий и широкой и Днепр без мостов не могла. Естественно, немцы это понимали и охотились за понтонами – компонентами мостов – не менее активно, чем за горючим и боеприпасами. И только знание, смекалка, мужество и терпение, помноженные на желание победить во что бы то ни становились защитой и спасением как для командира Николая Бойкова, так и для его подчиненных.
Это лишь два маленьких эпизода из истории боевого пути одного советского офицера. Но такие капли – фрагменты из жизни воевавших соединялись за годы Великой Отечественной войны в полноводные реки Великих историй. Поэтому людское море Памяти, которым 9 Мая наполняются улицы российских и многих зарубежных городов – это свидетельство не только глубокой благодарности освободителям планеты от фашизма. Это демонстрация единства поколений победителей. Это предупреждение потенциальным агрессорам и недругам: мы за ценой не постоим! Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!
Так было, так всегда и будет. «Бессмертный полк» - наглядное тому свидетельство.
Фотографии… Фотографии… Фотографии… Нельзя не вспомнить строчки из стихотворения Юрия Визбора «Военные фотографии». Поэта давно нет, а он будто вместе с нами, в едином строю Бессмертного полка убеждает тех, кто был в сороковые-роковые: «Знайте: вас не забудут!»:
Кто-нибудь потом вглядится
В наши судьбы, в наши лица,
В ту военную страницу,
Что уходит за кормой...
И остались годы эти
В униброме, в бромпортрете,
В фотографиях на память
Для Отчизны дорогой…
Бойков Николай,10-а