Дороги памяти семьи Мартыновых. Истории людей, прошедших войну
«Я не участвую в войне,
она участвует во мне».
Юрий Левитанский.
Когда-то наши отцы, матери и близкие рассказывали нам о той войне и нашей великой Победе, в которой им довелось участвовать. Вспоминая сегодня эти семейные истории, постараемся передать нашим детям и внукам эстафету памяти с надеждой, что не прервется связь времен, и новое поколение не утратит чувства любви к Родине и уважение к великому подвигу своих предков.
Семья Мартыновых - одна из многих сотен тысяч российских семей, которые внесли свою лепту в победу над «коричневой чумой» XX века.
Кузьма Иванович Мартынов и Евгения Афанасьевна - основатели рода, уроженцы небольшого села Новопокровка Балашовского района Саратовской губернии, их старший сын Фёдор и три дочери - Елена, Мария и Юлия, которые продолжили этот род. Все они перед войной получили высшее образование, создали семьи, а мы, их дети, (то есть дети войны и те, кто родился после Победы), изведав все тяготы военного лихолетья, узнавали о войне и Победе не только из книг и кинофильмов, но и из рассказов родных, награжденных боевыми орденами и медалями за мужество и стойкость.
Мартынов Фёдор Кузьмич (1910-1972)
Начинал он служить в горно-стрелковом полку, командиром которого был будущий герой Великой Отечественной войны - Иван Васильевич Панфилов. В 1936 году, демобилизовавшись, Федор, «мечтая строить мосты», поступил в Ленинградский индустриальный институт, откуда по спецнабору был зачислен в Ленинградскую школу НКВД, где обучался основам агентурно-оперативной работы, следственному делу, изучал историю ВЧК, НКВД.
Во время войны в 1942 году в 27 км от Москвы был организован Красногорский оперативно-пересыльный лагерь НКВД, где содержалась так называемая «элита плена». Фёдору Кузьмичу довелось стать начальником этого «лагеря особого назначения». Статус лагеря был настолько высоким, что его начальник назначался лично Наркомом внутренних дел. В первые послевоенные годы там находились многие приближенные Гитлера, в том числе его личный адъютант майор СС Гюнше. Одно время в отдельном бараке жил генерал-фельдмаршал Паулюс, бывший командующий 6-й армией вермахта, который с остатками своих войск сдался в плен под Сталинградом. По некоторым сведениям, персональным опекуном Паулюса был Фёдор Кузьмич Мартынов. Он длительное время работал с угодившим в плен фельдмаршалом или, как его ещё называли, «личным пленником Сталина», который, кстати, так и не разрешил отдать военного преступника Паулюса под суд. Скорее всего потому, что Паулюсу, как автору операции «Барбаросса», была отведена особая роль главного свидетеля обвинения на Нюрнбергском процессе.
После войны в Красногорском лагере содержались высшие чины японской армии и последний император Маньчжурии Пу-И, за успешное сопровождение которых в Японию (в обмен на наших военнопленных) Фёдор Кузьмич получил медаль «За победу над Японией». Летом 1945 года, выполняя особо важное задание, он выезжал в служебную командировку в Венгрию и Румынию и был награждён орденом Красной звезды. Детали этого задания хранятся в архивах ФСБ под грифом «совершенно секретно», поэтому отдельные периоды жизни бывшего начальника милиции Южного Урала, генерал-лейтенанта внутренней службы Фёдора Кузьмича Мартынова, до сих пор не подлежат разглашению.
Его заслуги отмечены многими орденами и медалями, в том числе Орденом Ленина. В его честь установлена мемориальная доска на здании ГУВД Челябинской области и названа одна из улиц Челябинска.
Мартынова Мария Кузьминична (1915-1993)
После окончания Саратовского государственного университета Мария вместе с мужем Наумом Вольфовичем Финкельштейном была направлена в город Братск Иркутской области, где преподавала историю, географию и русский язык, а он был директором школы. В 1943 году Наум ушел добровольцем на фронт в звании лейтенанта. Участвовал в боях на Курской дуге, чудом спасся из горящего танка. В дальнейшем в качестве командира минометного взвода воевал в Белоруссии и погиб в боях под городом Гродно, где и похоронен недалеко от деревни Бжозово. В 1955 году Мария Кузьминична вышла замуж за Ивана Антоновича Никулина, который всю войну в звании морского офицера-радиста служил на подводной лодке, сопровождавшей караваны американских судов, поставляющих по «ленд-лизу» вооружение и продукты питания для Красной Армии. В 1945 году пришвартовался в порту Сан-Франциско и праздновал Победу вместе с американскими моряками.
Мартынова Елена Кузьминична (1918-2000)
Закончила Ленинградский технологический институт, работала начальником цеха Ярославского завода резинотехнических изделий, была депутатом горсовета. Её муж, Николай Иванович Пармаков, закончил тот же институт и до войны работал начальником технического отдела этого завода. С самого начала Великой Отечественной войны участвовал во многих сражениях. Воинская специальность – сапер, командир взвода. При наступлении Красной Армии участвовал в разминировании мостов, в том числе через Одер, где едва не погиб: тонул, его удалось спасти, и он в звании лейтенанта с боями прошёл до Берлина. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, медалью «За взятие Берлина».
После войны оба работали представителями советского торгпредства в Великобритании, Китае и Корее.
Мартынова Юлия Кузьминична (1922-2006)
В 1939 году поступила в Ленинградский институт киноинженеров - хотела быть кинооператором. Во время войны находилась в блокадном Ленинграде, добровольно отказавшись от эвакуации. По призыву комсомольцев Ленинграда - «Комсомолец, защити родной город», участвовала в постоянных дежурствах на крышах города по сбрасыванию и тушению зажигательных бомб. В августе 1942 года общественной группой по выявлению жителей города, находящихся в состоянии крайнего истощения и тяжелейший дистрофии, была вывезена в Ташкент, где в 1943 году поступила в эвакуированный туда Одесский институт инженеров мукомольной промышленности и с отличием окончила его в 1947 году. Награждена нагрудным знаком «Отличник военного строительства» и благодарственным письмом, подписанным президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.
Со своим будущим мужем - Михаилом Дмитриевичем Малицким - познакомилась в Одесском институте мукомольной промышленности. В мае 1942 года он добровольцем ушел на фронт. После курсов подготовки в Уфе был направлен на Первый Украинский фронт в отдельный зенитно-артиллерийский батальон в должности начальника разведки. С боями дошел до Вены и продолжал служить там в рядах Красной Армии вплоть до мая 1946 года. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, медалью «За победу над Германией».
Мартынова Александра Алексеевна (1919-2010)
Племянница Кузьмы Ивановича. Война застала её студенткой Ленинградского университета. Летом их мобилизовали на рытьё противотанковых рвов, а парней, их сокурсников, бросили «затыкать дыры» в обороне Ленинграда с одной винтовкой на двоих. Там же в первом бою они все и погибли. Немцы постоянно пытались прорваться к Ленинграду. Началась блокада. В здании университета был организован эвакогоспиталь, в который Шура Мартынова пошла работать. Получила звание сержант медицинской службы. Самый тяжелый период блокады провела на службе в госпитале, а затем в июне 1942 года эвакуировались по Дороге Жизни, которая одновременно была и Дорогой Смерти. Все перевозки были под огнём и бомбёжкой противника. Шедшая рядом баржа с людьми затонула при прямом попадании в неё бомбы. Ленинградский университет был эвакуирован в Воронеж, там Александра Мартынова и продолжила обучение.
Её муж, Вадим Иванович Прядилов, 25 июня 1941 года после защиты диплома в ЛПИ добровольцем записался в маршевый альпийский батальон и вскоре был отправлен на знаменитый 242 Лужский рубеж.
В ожесточенных боях батальон был почти весь уничтожен. Вадиму, в числе немногих выживших, удалось, переодевшись в гражданскую одежду, лесами и болотами прорваться ночью из окружения и летом 1942 года вступить в партизанский отряд «Смерш». В этом отряде он воевал до июня 1944 года.
При подходе фронта в августе 1944 года партизанский отряд соединился с частями Второго Белорусского фронта. Вскоре за взятие «языка» Вадим был награжден орденом Славы. В одном из боёв принял на себя командование ротой, взамен погибшего, за что был награжден орденом Красной Звезды. А за одну из операций, проведённую разведгруппой, которой он командовал, был представлен к ордену Отечественной войны 2-й степени. В феврале 1945 года в боях за Померанию был награжден вторым орденом Отечественной войны 2-й степени. В боях за Берлин был тяжело ранен. После госпиталя прослужил ещё до 1946 года, а когда демобилизовался, устроился на работу в родной ЛПИ.
Николай Алексеевич Мартынов – племянник Кузьмы Ивановича, – погиб в 1942 году в ожесточённых боях под Сталинградом.
И как эхо той войны можно привести ещё одну историю, произошедшую с внуком Кузьмы Ивановича - Мартыновым Марком Наумовичем. В детстве, в 1946 году, он вместе со своей мамой Марией Кузьминичной приезжал в гости к своему дяде Фёдору Кузьмичу в Красногорск. Там, практически каждое утро в одно и то же время, он наблюдал, как высокий, худощавый, немного сутулый мужчина поливал грядки перед своим балконом. Позднее он узнал, что это был фельдмаршал Паулюс. А спустя многие годы, будучи в командировке в Волгограде, в подвале центрального универмага он увидел мемориальную доску, на которой было указано, что здесь 31 января 1943 года был пленён генерал фельдмаршал Паулюс вместе со всем своим штабом.
Сегодня эти рассказы еще раз напоминают нам о том грозном времени и великом подвиге, который поддержит Вечный огонь благодарности, как память о тех, кто отдавал за нас свои жизни и ковал Победу в тылу нашей Родины. А старшее поколение, спустя многие годы имеет право сказать:
«... Я это все хочу забыть.
Я не участвую в войне –
Она участвует во мне.
И отблеск Вечного огня
Дрожит на скулах у меня... »
Внуки и правнуки семьи Мартыновых