Чего испугались вахтовики на Чаяндинском месторождении в Якутии
О сложной ситуации на Чаяндинском месторождении региональные СМИ заговорили еще в середине месяца, 14 апреля. Тогда стало известно, что 6 работников ООО «ГазпромдобычаНоябрьск» находятся в инфекционном отделении Ленской ЦРБ, еще более 20 человек были изолированы. Спустя два дня стало известно, что въезд и выезд из поселка, где проживают вахтовики, закрыт. Еще через день глава республики Айсен Николаев ввел карантин на территории Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения.
Пробы на коронавирус были взяты у вахтовиков только на прошлой неделе. Их результаты остаются неизвестными и по сей день. Вывозить работников из Якутии «Газпром» начнет «в ближайшие дни». Мобильный госпиталь на территории месторождения появится тоже через пару дней. Об этом глава региона сообщил на следующий день после бунта.
Главное, что беспокоит рабочих сейчас — это неизвестность. Никто не знает, не болен ли его сосед, не грозит ли болезнь ему самому, и когда что-то изменится. Полный список претензий вахтовиков также появился в интернете в виде открытого письма к гражданам Российской Федерации. Вот выдержка из него:
«Неизвестность обстановки и дезинформация сотрудников „Газартстроя“ привела к дестабилизации обстановки и многим попыткам обращения к руководству о принятии мер по вывозу с месторождения здоровых людей. После организованного тестирования 22 апреля медперсоналом „Промышленная Медицина“ находящихся во ВЗиСе результаты задерживают по неизвестным причинам, планируют повторное тестирование. Люди, не зная результатов, не понимают, содержат ли их вместе с больными или нет. Предпринимаемые местным начальством меры по изоляции подозреваемых ни к чему ни приводят. Отсутствие физического контакта в таких условиях проживания категорически невозможно. Мы едим из общей посуды, моемся в общих банях и душах, меняем общее постельное белье. Вкупе со всеми этими обстоятельствами элементарное отсутствие информирования людей об их дальнейшей судьбе, о судьбе выявившихся больных во ВЗиСе может привести к непоправимым последствиям».
— Представьте: вы живете в замкнутом пространстве, в общежитии, где постоянно существует опасность заразиться, а никакой реальной работы по предотвращению этого, даже таких элементарных вещей как раздача масок — не проводилось. Естественно, у людей терпение лопнуло, и они вышли на улицу, — поделился предположением о причине акции протеста депутат Госдумы от Республики Саха (Якутия) Федот Тумусов. — За две последние недели ситуация по обеспечению безопасности коренным образом не изменилась. «Газпром» вывез больных, а вот безопасность остальных или не обеспечивалась, или обеспечивалась слабо. «Газпром» — наше всё, они могли бы давно организовать там госпиталь, принять другие меры. Но этого не было сделано. Думаю, благодаря усилию руководства республики, которое проводит плотную работу с руководством «Газпрома», меры принимаются. Очень жаль, что ситуация дошла до такой точки.
В самой Якутии связывают возникновение проблемы со спецификой вахтового производства, которое, с одной стороны, предполагает постоянную миграцию людей, использование не местных трудовых ресурсов, а с другой стороны, не предполагает большого влияния со стороны регионального руководства.
— Это связано со спецификой вахтового производства, при котором людей завозят, — согласился насчет причины возникновения ситуации якутский общественник, правозащитник Степан Петров. — Это одно из месторождений, которые разрабатывают крупные федеральные компании, Якутия к этому имеет минимальное отношение. Коронавирус открыл очень большие региональные и федеральные проблемы: к сожалению, в разработке месторождений местные компании и местные трудовые ресурсы принимают минимальное участие. Используются завозные трудовые ресурсы, и федеральные компании, которые тут работают, в основном, деньги везут в Москву.
Отметим, сама Якутия в данный момент находится на 64-м месте среди регионов России по количеству зараженных коронавирусом, но ситуация внутри региона разнится от города к городу, от населенного пункта к населенному пункту. Есть, например, город Алдан с населением больше 20 тыс. человек, там установлен режим не самоизоляции, а карантин с привлечением Росгвардии и силовых структур. Вблизи городка тоже располагается добывающее предприятие — здесь добывают золото. Встает вопрос о том, не ждать ли обострения ситуации на других предприятиях.
— Чаяндинском месторождение и другие — это стратегические предприятия, работа которых заточена на экспорт газа в Китай через газопровод «Сила Сибири». Естественно, руководство «Газпрома» должно было уделить внимание происходящему. Тем более, работа вахтовиков устроена так, что они приезжают на определенный срок, а потом уезжают. И в то время, когда они живут вне поселка, они запросто могут заразиться и приехать уже больными. Надо и на входе, и на выходе проверять рабочих, обеспечивать безопасность работы — этого не было сделано, и в результате мы получили то, что получили. Я надеюсь, будут исправляться, — выразил пожелание Федот Тумусов.