Монголия — для победы
В год 75-летия Великой победы «АН» публикует сочинение школьницы из дружественной Монголии. Гантомор Оюунжаргал, ученица 12 «в» класса совместной монголо-российской школы, вспоминает историю о большом караване помощи для бойцов Красной Армии, услышанную когда-то от бабушки.
Бабушка в детстве жила на юге Монголии — в пустыне Гоби. И отец моей бабушки был участником большого каравана. Его звали Дамба, он был очень умелым человеком, с легкостью находил выход из сложных ситуаций.
Примерно в октябре 1941 года Монголия отправила в Бийск из города Ховд аймака Ховд огромный караван верблюдов с самыми необходимыми вещами для бойцов Красной Армии. Путь из Ховда был самым тяжёлым — погонщики нагруженных верблюдов должны были преодолеть пустыню, горные перевалы и реки. Группу сопровождения, которая подбиралась в основном из монгольских комсомольцев, возглавил 18-летий Б. Лувсан.
Это действительно был самый большой караван в истории: более тысячи верблюдов и более сотни караванщиков. Прадед отмечал тот факт, что обычно верблюдов несколько сотен. Тогда ещё никто не проводил такое огромное количество груженых животных через горы в холодное время года, а зимы в Монголии очень суровые. Несмотря на все сложности, отступать было нельзя, ведь от этой экспедиции зависело — смогут ли советские войска остановить фашистов под Москвой зимой 1941-1942 гг.
Осенью 1941 года германские войска начали наступление на столицу СССР — Москву. Гитлер рассчитывал на молниеносную успешную войну, которая должна была завершиться до наступления холодов. Ситуация сложилась критическая, и в этот важный момент на помощь пришла Монголия, которая стала первой страной, оказавшей реальную поддержку СССР в ужасающей войне. С самого начала войны Правительство Монголии приняло решение помочь Советскому Союзу, и первая помощь была именно из Ховда.
22 июня 1941 г. состоялось объединенное заседание Президиума Малого Хурала, Совета министров МНР и Президиума ЦК МНРП, на котором было принято постановление «О вероломном нападении фашистской Германии на СССР». В этом документе было заявлено, что Монголия будет верна обязательствам, принятым на себя по Протоколу о взаимной помощи, подписанному между МНР и СССР 12 марта 1936 г., и окажет Советскому Союзу необходимую помощь в его борьбе против фашистской Германии. В постановлении содержался призыв к монгольскому народу развернуть патриотическое движение за оказание помощи советскому народу. От самого начала до самого конца войны Монголия была под лозунгом «Все для фронта, всё для победы».
Монголия никогда не сомневалась в победе СССР над фашистскими захватчиками, твёрдо верила в силу духа советского народа. В каждом аймаке были созданы местные комиссии. Специальная комиссия, возглавляемая С. Лувсаном, организовывала бригаду охотников по загатовке кабанов и зеренов, но охотники всё заготавливали сверх плана. Многие добровольно приходили сдавать кровь, чтобы спасти раненых бойцов на фронте. К моменту погрузки каравана монгольские женщины пошили для бойцов Красной Армии 15000 полушубков, меховых жилетов, тёплых шерстяных рукавиц, носков и кожаных ремней. И всё это было собрано уже к осени 1941 года. Было собрано вещей на 2 миллиона тугриков, а весь объем экономики Монголии на тот период составлял 50 миллионов тугриков. Кроме этого, полмиллиона тугриков было переведено в Государственный банк СССР. Помощь доставлялась железнодорожными составами, поэтому до железной дороги в городе Бийске её везли караванами.
Каравану предстояло преодолеть 1030 км. В холодное время этот путь становился очень опасным. Так получилось, что от того, успеет ли караван доставить свой груз к зиме, во многом зависела победа советских солдат в битве под Москвой. Сама битва под Москвой стала первой главной вехой в Великой Отечественной войне, которая определила победу СССР во всей войне. Мы знаем, что важное значение для полной победы имели сражение на Курской дуге и Сталинградская битва.
Караван из тысячи верблюдов шёл тяжело: по дороге многие животные погибали, и тогда их груз перекладывали на оставшихся верблюдов. Также отец моей бабушки лечил некоторых из них, но гибель животных была неминуемой. Верблюды были приспособлены к степной жизни и испытывали определённые трудности в горах, так как их ноги скользили по мокрой земле и разбивались об острые камни. Путь по горной зимней дороге стал настоящим испытанием.
На особо трудных участках погонщики посыпали дорогу золой и выстилали ветками кустарников. Так караван проходил не более 20 км за день. Тогда на помощь пришли люди, простой народ, из тряпок и шкур было сшито что-то вроде калош для верблюдов. Самыми опасными для них были горные лесистые перевалы. Преодолеть их нужно было обязательно до снегопадов, поэтому люди спешили. Особенно было важно, чтобы караван вовремя успел добраться к военным действиям под Москвой. Именно в битве под Москвой остановили лучшие войска Вермахта, самой страшной в мире армии.
Караван добрался до Алтая к началу зимы. Все перевалы были засыпаны двухметровым слоем снега, на очистку которого уходило иногда несколько дней. Впереди был самый коварный и трудный перевал — Чике-Таман на Алтае. В жестоких условиях люди уставали и заболевали. Самым непреодолимым препятствием для людей являлся подвесной мост, пролегающий через расщелины перевала Чике-Таман, у которого был узкий деревянный настил, к тому же он раскачивался на ветру. Мост под тяжелым грузом мог в любой момент сломаться, но это был единственный путь. Сперва караванщики пытались укрепить мост древесиной. Но этого было мало. Они придумали перетащить груз: сначала погонщики таскали вещи на себе, а потом вели испуганных верблюдов, отказывающихся идти. На это понадобилось несколько суток. Именно здесь мой прадед сильно заболел и через несколько месяцев после возвращения домой умер.
Опасный участок был «побеждён». Далее они, преодолев Алтайский хребет, продолжили свой путь по Чуйскому тракту, после которого погонщики должны были пройти через замерзшую реку. Но как же провести по скользкому льду тяжело навьюченных животных? Тут все, кто не ушёл на фронт — старики, женщины, дети, — вышли на берег, сняли с себя верхнюю одежду и выстлали ею путь верблюдам.
Караван, наконец, пришел в Бийск. Цель народа Монголии, который желал помочь СССР и отдал всё ради победы, была осуществлена. И караванщики — герои, которые взяли эту огромную ответственность на свои плечи, как будто первый раз в жизни сделали глубокий вдох. Ведь дальше помощь из Монголии отправлялась в сторону Москвы уже по железной дороге. Это был самый первый караван, посвященный 24-й годовщине Октябрьской революции.
После этого почти каждый год по два раза за годы войны из Монголии в Советский Союз отправляли помощь, всего было 11 эшелонов с теплой одеждой и обувью, продуктами питания и подарками, собрано и отправлено на фронт подарков на общую сумму более 60 млн тугриков.
МНР была готова направить свои войска на советско-германский фронт, однако в условиях существовавшей опасности нападения Японии на Советский Союз и Монголию монгольской армии было важнее оставаться на своих позициях в стране, чтобы в случае непосредственной опасности помочь советским войскам отразить нападение противника. Поэтому в период Великой Отечественной войны СССР против фашистской Германии Монголия прилагала все усилия, чтобы оказать материальную помощь советскому фронту.
В начале войны не хватало автомобилей для перевозки грузов, так в 1942 году в Астраханской области военное командование приняло решение использовать верблюдов, раннее доказавших свою силу и выносливость в самых суровых условиях. Десятки верблюдов были определены в 902-й полк 28-й стрелковой дивизии. В истории сохранились имена двух из них — Машка и Мишка, которые вместе с бойцами Красной Армии дошли до самого Берлина.
Среди привезённых грузов из Монголии было 120 т цветного металла для переплавки, на которую пошли даже буддийские статуэтки и украшения. Благодаря искреннему желанию монгольского народа построить танковую колонну для Красной Армии средства были собраны за короткое время, было переведено во Внешбанк СССР 2,5 млн тугриков, 100 000 американских долларов и передано 300 кг золота. В 1943 году на собранные средства монголов было построено 32 танка Т-34 и 21 танк Т-70, из которых была сформирована танковая колонна «Революционная Монголия».
Другой боевой техникой, приобретенной на средства монгольского народа, была авиаэскадрилья «Монгольский арат». Авиаэскадрилья состояла из 12 боевых самолетов «Ла-5». «Монгольский арат» участвовала в освобождении Белоруссии, Литвы, Восточной Пруссии, Польши, Германии и Чехии.
Продажа и дарение лошадей для нужд Красной Армии — одна из важнейших форм помощи монгольского народа фронту Великой Отечественной войны. Передано в качестве подарков фронту от населения МНР — около 20 000 лошадей. Благодаря поставкам из Монголии количество лошадей достигло 1300 тысяч — это на треть больше, чем располагал Вермахт на тот момент. К тому же монгольские лошади были выносливы и отлично подходили для боевых действий в условиях суровой русской зимы.
Когда караван пришел в Бийск, монгольских парней встречали как героев. Многие из них получили советские ордена и медали. Б. Лувсану было присвоено звание Героя МНР. Потом, когда прадед вернулся домой, моей пятилетней бабушке очень хотелось похвастаться орденом отца, она нацепила его себе на грудь, вышла из юрты и потеряла. В словах её чувствовалось большое сожаление, она говорила: «Дар, милость великой державы потеряла».
Из Бийска обратно в Ховд караван отправился через 10 дней. Его нагрузили мукой, пшеницей, растительным маслом. Особо хочется подчеркнуть, что груз в обе стороны являлся безвозмездной помощью.
В начале войны Монгольская армия не только помогла удержать Японию от наступления на Советский Союз, но и способствовала её окончательной капитуляции уже в конце войны. И если говорить о своевременности и бескорыстности, то помощь со стороны монгольского народа трудно переоценить. Мы не должны забывать о героическом караване из Ховда.
Думается, что в политическом плане помощь моей страны — это неоценимый вклад Монголии в победу Красной Армии над фашистской Германией, над самой мощной и сильной армией в мире.
В экономическом плане Монголия предоставила реальную помощь обмундированием, деньгами, на которые были построены танки и самолеты.
В военном плане Монголия своей помощью помогла и способствовала переходу Советской Армии в стратегическое контрнаступление. Это позволило перехватить инициативу и перейти в победное наступление.
В моральном плане, а мой народ считает это самым основным, Монголия поддержала дружественную соседнюю страну — СССР и советский народ в самый трудный момент. Монголия ничего не пожалела для победы над фашизмом, поэтому наша помощь ещё больше укрепила дружбу стран и отношения между простыми монголами и советскими людьми.
И подвиг караванщиков внес своевременную лепту в победу в битве под Москвой. Думаю, самое важное — это объединение против врага, когда друг в беде. Об этом нужно помнить и не забывать…