Сергей Алексашенко: Про эпидемию должны говорить не Собянин, не Путин, а врачи
Кусок эфира
Сергей Алексашенко: Про эпидемию должны говорить не Собянин, не Путин, а врачи
Сергей Алексашенко, экономист: Что нужно делать российским властям? Нужно срочно, первое, добиваться, чтобы население им верило. Потому что все эти разговоры, разные мнения, что то ли мы отменим, не отменим, продлим, на неделю, на месяц, на полтора года... Чем больше таких разговоров, тем меньше вера властям.
Евгений Бунтман: А как надо, чтобы верили?
С.Алексашенко: Первое. Нужно, чтобы верили. Для того чтобы верили, про эпидемию должны говорить не бюрократы, не Мишустин, не Собянин, не Путин, а врачи, у которых понятная репутация, которые известны, чем занимаются, и у которых есть история высказываний. Потому что если месяц назад врач говорил, что это фигня, и мы это чесноком и лимоном это победим, к ним доверия нет.
Е.Бунтман: Тот же самый уже прославившийся господин Проценко из Коммунарки говорит примерно то же самое, что говорят власти.
С.Алексашенко: У меня огромное уважение к доктору Проценко, но я очень хочу сказать, что главврач больницы - не тот эксперт, которому я хочу доверять, когда мы говорим о том, как идет эпидемия в стране. Он хороший специалист, но...
Е.Бунтман: Каждый день должен выходить главный вирусолог, эпидемиолог...
С.Алексашенко: Да. Второе. Мы должны понимать, что Россия - не Москва. Есть еще 82 региона, где своя ситуация, где она развивается со своей скоростью, в другое время. И мы должны понимать, что происходит в других регионах.
Третье, вся статистика, сколько заболело, выздоровело, умерло... Она становится не очень достоверной, если мы не знаем, сколько тестируется. Если сегодня протестирована 1000 человек и выявлено 100 заболевших, а завтра протестировано 500 и выявлено 100 заболевших - это две разные истории. И статистика количества тестов, понимания того, что тест достоверен - это то, чего сильно не хватает. Для любой оценки ситуации этого не хватает. Третье, российские власти... Не хочу ставить Америку в пример, здесь много своих проблем, и Америка с миллионом заболевших впереди планеты всей. Страна огромная, и в итоге губернатор штата решает, что ему делать.
И в России должно быть четкое понимание ответственности, какие рамки ограничений и рекомендаций дает Путин, а за что отвечают губернаторы.
Е.Бунтман: Я должен возразить, эта система хаотичная, но она скорее по понятиям, чем по закону выстроилась. Некоторые области, соседние с Москвой, Ярославская, Тверская, они вообще не стали вводить никакого карантина, кроме тех общих мер, которые уже ввел Путин. Закрытие парикмахерских, ногтевых салонов и так далее.
С.Алексашенко: Путин не вводит такие ограничения. Евгений, в Америке то же самое. В разных штатах разная жесткость ограничений. А дальше президент Трамп говорит: "Ребята, выходитес каратина, мы рекомендуем при следующих условииях: снижение числа диагнозов "пневмония", "коронавирус", не сокращение числа тестов и то, что у вас больницы не будут переполнены. Если у вас эти три критерия соблюдается, мы рекомендуем, что вы можете к этому приступать". И Москва, если у нее количество тестов не меняется, она подходит к этому плато. А в каких-то российских регионах траектория вверх летит с космической скоростью. И если Москва через 2-3-4 недели сможет начать открываться, то регионам до эпидемиологического состояния Москвы еще месяц двигаться. И не может ни Путин, ни Мишустин в это вникать.
А дальше начинается вопрос: те диагнозы, которые... Заммэра Москвы сказал, что количество заболеваний пневмонией в Москве выросло на 70%. А вы уверены, что это коронавирус? Или просто не успевают тестировать. Вот что надо делать российским властям в первую очередь.
Е.Бунтман: Они понемногу это делают. Теперь дают статистику и по пневомнии, чего раньше не было. Медленно, но понимают масштаб происходящего.
С.Алексашенко: Евгений, я же не говорю, что они ничего не делают. Я это не сказал. Они делают много правильных шагов. Вы же меня спрашиваете, что надо делать? Я хочу, чтобы статистика была ежедневной, чтобы можно было возобновить статистику 2 месяца назад. А еще статистику по заболеваниям пневмонией 2, 3 года назад. Все основные международные газеты, они все сделали исследование, насколько выросла смертность в странах по сравнению с прошлым годом. Грубое предположение, что уровень население примерно не изменился, никаких катастроф не было метеорит на вас не упал, прирост смертности - результат коронавируса. И выясняется, что если с таким подходом подходить, то количество смертей и смертность, связанная с эпидемией, вырастает в 1,5-2 раза.
Если российские власти хотят, чтобы им верить, надо всю эту информацию дать. Если некому на эту тему говорить, хорошо, пусть найдут кого-нибудь, проплатят вменяемому доктору, чтобы он учился говорить, отвечать на вопросы журналистов, чтобы пресс-конференции с вопросами продолжались 2-2,5 часа в день, чтобы не оставалось вопросов, на которые мы с вами ищем ответы.
Я точно не специалист в эпидемии, я не могу ничего сказать про медицину. Но я худо-бедно разбираюсь в статистике. Но умею анализировать. Я говорю: "Ребята, мне этих данных не хватает. На основании данных, если предположить, что Путин принимает решения на основании тех же данных, что и я, то это - тыкать пальцем в небо".