Как собираются внедрять в регионах, где у многих жителей до сих пор кнопочные телефоны, высокие технологии?
Мэр Саянска объяснил отмену самоизоляции: "Просто не было другого выхода"
Песков сказал, что Путин еще не принял решение: продлевать ли режим самоизоляции дальше. Между тем, продолжить почин Москвы и также объявить цифровую систему и пропускной режим готовы ещё в 21 субъекте Российской Федерации. Такое желание высказали не самые, скажем, технически оснащённые: Костромская область, Тамбовская, Орловская, Тульская и далее по списку...
Как собираются внедрять в регионах, где у многих жителей до сих пор кнопочные телефоны, высокие технологии? Кто заплатит за эту «модернизацию»? И, главное, почему заворачивая гайки в одном, в другом - на что будут выживать «оцифрованные» люди? Мэр таежного Саянска Олег Боровский первым из российских градоначальников открыто выступил против режима , разрешив работать мелкому бизнесу ещё в начале апреля...
Протест мятежного главы был замечен (прежде всего, прокуратурой), на него подали в суд, однако, месяц заканчивается, а мир не перевернулся и город живет.
- Олег Валерьевич, сколько у вас сейчас в Саянске заболевших?
- Ни одного. Как и до этого.
- Да ладно?!
- Несколько человек с подозрением находятся на карантине, но пока у всех все отрицательно.
- Отсутствие самоизоляции в Саянске себя оправдало?
- У нас просто не было другого выхода. Закрывать регионы - бессмысленное занятие, я считаю. Чем тратить средства на разработку пропускной системы, лучше вложиться в профилактику, закупить те же маски. Знаете, первую неделю, которую президент объявил нерабочей, мы честно отсидели дома, восприняли случившееся как вынужденную необходимость, в конце-концов бывают же новогодние каникулы. Но то, что началось потом, по моему мнению, это абсолютно непродуманные меры. Я - сам бизнесмен и прекрасно помню, что был кризис 98-го года, тогда тоже предпринимателям не помогали, но хотя бы не запрещали работать. Мы поняли, что за месяц простоя, если пойдём этим путём, малый бизнес в городе накроется медным тазом. В сказки, что откуда сверху помогут, я не верю. Расхлебывать последствия придётся самим. А у нас в Саянске большая часть малого бизнеса, те же парикмахерские, в них трудятся женщины, одинокие матери, которые надеются сами на себя, не на мужей, которые им очень часто не платят алименты. Свыше ста обращений поступили от них в администрацию, что нечем кормить детей. Объявить-то самоизоляцию легко, а на деле получается - выживайте, как хотите. Мы не могли оставить этих мам, да и всех других, безо всяких средств к существованию.
- За это на вас лично ополчилась прокуратура?
- Вынесли протест ещё 6 апреля. Насколько я понимаю, дело отправили в суд за «превышение полномочий», я оказался ещё и виноват тем, что разрешил людям работать. Сейчас смысл оспаривания уже потерялся. Так как многие вслед за Саянском постепенно стали снимать ограничения. Поддержали коллеги из других городов Иркутской области. А вчера пришли рекомендации главного санитарного врача России, он также рекомендует открывать парикмахерские, но с соблюдением мер предосторожности. У нас в области трудоспособного населения 726 тысяч, из них сегодня работают - 630 тысяч. 100 тысяч только сидят по домам. Трудятся стройки, дорожники, коммунальщики, крупные предприятия. У меня, например, на 41 тысячу населения - 12 тысяч на автобусах ездят на рабочие смены за город. Ездят в переполненном общественном транспорте, а в малом бизнесе - всего 2 тысячи человек. И опасности от их деятельности, я полагаю, гораздо меньше.
- В других сферах тоже есть послабления?
- Жизнь продолжается. Храмы мы на Пасху закрыли, все праздничные службы проходили в таком режиме. Но вот 28-го апреля уже организуем специальные маршруты автобусов для посещения кладбищ в Родительский день. Будут стоять волонтёры в масках и раздавать средства защиты бесплатно, чтобы люди в транспорте максимально соблюдали режим изоляции. С 1 мая официально начинается дачный сезон.
- Люди поедут сажать картошку?
- Конечно, поедут, почему нет? Как и по всей стране.
- Просто в той же центральной России ждут не дождутся, когда можно будет уйти на подножный корм, заниматься огородами, чтобы сделать запасы на зиму - нужно как-то выживать. А картошка у вас вызревает?
- Понятно, всем кажется, что мы живём в глухой тайге, но на дачах растёт и картошка, и смородина, и малина. Единственное, яблок нет. Кстати, особенно старшее поколение живет землёй.
- А средний возраст жителей Саянска какой?
- 37 лет. У нас молодой город. 22 апреля нам исполнилось полвека. Открыли в этот день первый памятник Ленину у нас. Люди на открытии присутствовали, но в ограниченном количестве.
- Добраться-то до Иркутска от вас можно?
- Автобусы пока не ходят. На машине можно - всего 270 километров. На въезд и выезд мы не закрыты. Кстати, в самом Иркутске всего 53 заболевших, тоже не повод, думаю, ужесточать пропускную систему. Северные районы - так вообще полностью изолированы от большой земли - зимой хотя бы по зимнику можно. Сегодня только самолетами. Так какой смысл там в самоизоляции?
- А в Кремле как отреагировали на ваше решение?
- Не знаю. Владимир Владимирович, во всяком случае, не звонил.
- 9 мая будете отмечать?
- Мы постараемся отметить этот праздник, провели конкурс детского рисунка, отобрали лучшие работы и все городские банеры будут ими украшены. Прочую рекламу мы на две недели убираем.
- Неужели вообще никаких проблем?
- Пожары. Горит Забайкалье, Бурятия, Красноярский край и Иркутская область, не совсем мы - но регион один. У нас сегодня температура +27 градусов. Очень ранняя весна. Изменения климата. Сейчас действует особый противопожарный режим, запрет выезда в лес, на пикники. Человеческий фактор никто не отменял, сами понимаете. Надо отдать должное, наш врио губернатора - генерал-полковник МЧС, поэтому справляемся. Хотя вообще это погодная аномалия...
- Как думаете, режим самоизоляции все-таки будет продлён на май?
- Я очень надеюсь, что людей выпустят. Потому что смысла их держать в квартире дальше нет. Во всяком случае, в таких малых городах, как наш.
ПЫ.СЫ. Ну хоть один нормальный мэр на всю страну. Побольше бы таких мэров и мы бы пережили любую хандру.