«У него был только один недостаток». За что Кариоку не любили болельщики «Спартака», но обожал Карпин
Во время того самого разговора между фанатами и Валерием Карпиным, который состоялся в апреле 2011-го после 2:5 от «Порту», болельщики несколько раз спросили тренера: «Что у нас в команде делает Кариока?». Ответ был четким: «Кариока сегодня лучший был». Много раз похожие по смыслу, но более интеллигентные по форме вопросы задавались на пресс-конференциях, и журналисты слышали примерно то же самое — Кариока крутой.
Вообще если загуглить «Кариока Карпин», вы увидите кучу хвалебных цитат, сказанных в разное время. Например, в 2013 году в «СЭ» вышло интервью бывшего тренера красно-белых с заголовком: «Кариока — лучший опорник «Спартака».
И все-таки в народной памяти бразилец остался как неоднозначное приобретение. Спросите любого, воспоминания будут примерно такими: вечно недовольный, играет поперек и назад, недорабатывает. Ну ОК, забил как-то «Зениту» в Питере, за что ему спасибо. А в целом — приходили в команду бразильцы и получше. Вот Алекс — да! Веллитон — да! А Кариока — так себе.
Всего Рафаэл провел 112 матчей за москвичей — и это много! У того же Алекса в два раза меньше. У Видича меньше, у Плетикосы. А их постоянно включают в символические сборные лучших легионеров «Спартака» и никогда не ругали так, как Кариоку.
Так за что же его так любил Карпин? Да и не только он. Другие тренеры «Спартака», с которыми успел поработать Кариока, тоже ставили его в основу. И почему вообще этот бразилец оказался в столичном клубе? Что увидели в 19-летнем угрюмом пареньке селекционеры?
Звоню Дмитрию Попову, которой в прошлом был великолепным игроком, а в 2008 году, когда Кариока переходил в «Спартак», занимал пост спортивного директора красно-белых.
— На тот момент нам требовался опорник, который при этом соответствовал бы определенным параметрам — молодой, на перспективу, — рассказывает Попов. — Кариока играл за «Гремио», а команда заняла тогда второе место в чемпионате! Побывали на одном из его матчей — и сразу стали понятный сильные стороны. Техника, отбор один в один без нарушений, скорость. Резкий и взрывной — таким Рафа сразу себя показал. Недостаток один — не хватало объема. Работа с мячом, выход из прессинга — все в порядке, но без мяча он свои 700-800 метров недобегал. Так в итоге всю карьеру и продолжалось.
Любопытно, что зимой 2008-го Карпин, который тогда работал генеральным директором при тренере Микаэле Лаудрупе, про эту составляющую игры сказал по-другому. Вот цитата с официального сайта красно-белых:
«Рафаэл Кариока способен выполнять на поле большой объем работы, обладает хорошим отбором и пасом. В Бразилии он провел очень хороший сезон и был признан вторым по силе футболистом страны в своем амплуа».
Впрочем, ничего страшного в этом нет. Не должен же руководитель говорить о недостатках трансфера!
А недостатки имелись и помимо того, о чем сказал Попов. Кариоке было всего 19 лет. Попав в новую и, главное, холодную страну, парень быстро захандрил и запросился домой. И уже в апреле 2009-го пошли разговоры о возможной аренде. Карпину даже пришлось общаться с агентом бразильца.
— Этот менеджер имеет большое влияние на игрока, потому что тот еще совсем молод, — говорил Карпин. — Да, у него есть проблемы дома, мама сильно болеет. Естественно, его это напрягает, что неудивительно для 19-летнего мальчика. Естественно, голова иногда занята не только футболом.
Кариока продержался год, и в начале 2010-го все-таки уехал в родной Рио-де-Жанейро. Его арендовал «Васку да Гама». В качестве причин назывались беременность жены и желание быть на виду у Дунги, который тогда тренировал сборную Бразилии. С национальной командой не срослось, хотя позже Кариока все-таки получит вызов — уже из чемпионата Мексики.
Кстати, Кариока — не фамилия, а прозвище, в переводе с португальского означает «житель Рио». И когда во время ЧМ-2014 в Бразилии я спрашивал у местных мнение о бразильцах, выступающих в чемпионате России, они долго не могли понять, что за Кариока такой. Все равно, что в Москве спрашивать про футболиста по прозвищу Москвич. А вот «Рафаэла из «Гремиу» и «Васку» мои собеседники вспомнили.
За год в родной стране Кариока окреп и возмужал, но в Россию возвращаться не очень хотел. Пришлось.
К счастью, «голова занята не только футболом» в случае Кариоки не означало тусовок до утра с алкоголем и женщинами, как это нередко случается с другими бразильцами. Роман Асхабадзе, бывший генеральный директор «Спартака», в то время занимал негласную должность опекуна всех испано- и португалоговорящих легионеров. И вот что он мне рассказал:
— С точки зрения подхода к работе Рафаэл — большой профессионал. Семьянин и режимщик. В России не мог мириться только с холодами. Явной и отличительной чертой Кариоки было характерное выражение лица — как будто ирония или что-то похожее на недовольство. Защитная реакция. Но мы все разные! Хотя многим казалось, что игрок чем-то рассержен. Видимо, это и вызывало претензии публики.
— Да, выражение лица у Кариоки забавное, — вспоминает Попов. — И я видел только один раз, чтобы он рассмеялся. Даже больше — схватился за живот от смеха! Кажется, Шешуков в штангу врезался. И тут Рафаэл расхохотался. Вся команда обернулась на это посмотреть.
Следующие два сезона стали самыми продуктивными для Кариоки. Он сходу вписался в основу и своего места там не терял. К примеру, в Лиге чемпионов на его счету 8 матчей, включая 2 на отборочном этапе. А в групповом турнире лишь в одной встрече был заменен. Больше минут на поле провел только Дмитрий Комбаров. Бразильца по-прежнему ругали болельщики и критиковали эксперты, но Карпин стоял на своем: «Лучший».
— С Карпиным согласен полностью! — говорит Асхабадзе. — Для обывателя Рафаэл — незаметный игрок на поле, но для любого профессионала — это футболист с минимальным процентом брака, без потерь мяча в сложных ситуациях, чистый опорник-разрушитель, который, не хватая звезд с неба, являлся системообразующей единицей на поле. Карьеру Кариоки считаю, конечно, успешной! Человек участвовал вместе с командой в Лиге чемпионов и Лиге Европы, несмотря на свой молодой возраст и переезд в другую страну.
22 августа 2013 года Кариоку впервые выбрали капитаном «Спартака» — в матче с «Санкт-Галленом». Помню комментарии в интернете от фанатов: мол, докатились. Однако Рафа прогрессировал и просто не оставил другого выбора. К тому времени он превратился в авторитетного и опытного футболиста. А до этого продлил контракт с клубом.
Но в год чемпионата мира в родной Бразилии Рафаэл все-таки не выдержал и уехал. Сначала в аренду, а потом — окончательно. В «Атлетику Минейру» Кариока проведет больше сотни матчей и возьмет трофей — Кубок Бразилии. А в «Спартаке», как и многие, остался без титулов...
— Поймите, он играл при всех тренерах, никто его не мог в запас посадить, — говорит Попов. — Если Рафа видел угрозу, то чуть-чуть прибавлял и брал верх в конкуренцию над каждым. Ему было достаточно немного добавить! В итоге дошел до сборной. Анекдот? Для кого-то да. Но вызов есть. И в Мексике сейчас постоянно играет. Обидно, что у парня огромный потенциал, но в силу характера и нехватки объема он не выстрелил так, как должен был. В остальном, еще раз повторю, сильный футболист. На тренировках при квадратах Рафа вообще в центр не заходил! Ему можно было подсунуть кирпич, возвращал круглый мяч. Техника!
— Кариоку упрекали за то, что не играл вперед.
— Ерунда! Играл он вперед. Когда люди открывались — мяч доставлял. Рафа — типичный бразилец, дайте мяч — не потеряет. Все время с ним. Вот без мяча возникали проблемы. Но если вступал в отбор, то на 70-80 процентов делал это чисто, цепкий и увереннный опорник.
— Почему же не уехал в топ-чемпионат?
— Если бы Рафа добавил в объеме, играл бы в солидном европейском клубе. Сто процентов.
"СЭ"