Сложный год горных гидов
Одной из наиболее пострадавших из-за коронавируса сфер считается туризм. На Ставрополье это касается не только бальнеологических курортов, но и горных гидов, которые сезонно работают на Кавказе. Как COVID-19 влияет на доходы и настроение людей — в материале информагентства «Победа26». Анатомия потерь
Эльбрус благодаря своему культовому статусу высшей точки Европы обеспечивает доходом не только жителей КБР, но и многих других регионов России, в том числе соседнего Ставрополья.
Но сейчас ситуация поменялась. Министерство туризма КБР до 1 июня постановило заморозить работу туристических объектов. Это значит, что главная вершина Кавказа до этого времени будет недоступна.
Для горных гидов это, во-первых, означает минус майские доходы, а они обычно прибыльные. Во-вторых (и это уже серьёзнее), полное отсутствие иностранных альпинистов и туристов практически на весь сезон. Поскольку нет понимания, как долго продлится пандемия, зарубежные гости не рискуют переносить туры на более позднее время.
Гид Сергей Автомонов из Пятигорска работает в одной из самых авторитетных компаний страны. Счёт своим восхождениям на Эльбрус он перестал вести ещё несколько лет назад. Автомонов рассказывает, что именно зарубежные туристы приносят основной доход, так как в стоимость их туров закладываются возможные изменения курсов. Сейчас же приходится возвращать авансы, и из-за этого гиды не только не могут рассчитывать на прибыль, но ещё и уходят в минус. Сам Автомонов полагает, что в этом году недополучит около полумиллиона рублей дохода, но не исключает, что сумма может быть больше. И подобным образом дела обстоят у многих его коллег. Ситуацию усугубляет ещё и зима без осадков.
«У большинства проблемы, потому что многие в горах на постоянной основе. Зимой работают лыжными инструкторами. В этом году сезон был мёртвый: не было снега. Все надеялись, что летний сезон будет нормальным. И тут лето тоже отменяется. Все очень напряглись», — делится Автомонов.
Сергей Автомонов уверен: несмотря на всю ситуацию, он не останется голодным. Благодаря работе с компьютерами и техподдержке у него есть доход. Кроме того, появилось время закончить старые проекты. Те, кто может трудиться удалённо, имеют преимущество.
Что делать?
Виктор Ершов — ещё один опытный гид, чей счётчик восхождений на Эльбрус перевалил за несколько сотен. Сейчас он живёт в Кисловодске и строит там кемпинг для скалолазов. Работы много: надо ремонтировать дом, заниматься разными бумажными вопросами. Правда, сейчас все процессы пришлось приостановить из-за сорванного сезона на Эльбрусе. Пока что средств на жизнь хватает, но что будет дальше — неизвестно
«Всё приостановилось. Начинаем с женой переживать, что если летом ничего не будет, придётся переориентироваться на другие работы. У меня джип, например, есть. Буду, не знаю, хлеб возить по Кисловодску», — говорит Ершов.
Его коллеги из Москвы, чтобы не остаться без денег, уже переквалифицировались в арбористы — пилят деревья там, где без специфических альпинистских навыков не справиться.
При этом некоторые специалисты говорят, что многие, кому сейчас придётся искать другую постоянную работу на весь сезон, в будущем будут возвращаться со скрипом. Профессия гида требует постоянных тренировок и поддержания навыков, так как от этого зависят не только их жизнь и здоровье, но и безопасность клиентов. Занимаясь же курьерскими доставками или таксуя, сохранять форму будет трудно.
Виктор Ершов при этом отмечает, что если сезон всё же начнётся в июне, приток российских туристов может помочь скрасить ситуацию:
«Мы переориентируемся сейчас на российский рынок. И даже не на полностью российский, а на тех, кто есть рядом: Кавминводы, Ставрополь, Краснодар, Ростов. Делаем бюджетные программы».
Он также рассказал, что крупные компании предлагают завезти в горы тесты и начать пускать туристов с отрицательными результатами. По его словам, вопрос уже обсуждается на уровне минтуризма КБР.
Но это пока вопросы теоретического будущего. Сейчас же, как говорит ставропольский гид Евгений Херасков, который находится в посёлке Эльбрус, ситуация только ухудшается. На днях там нашли первого заболевшего, что с учётом традиций и тесных связей между жителями может потенциально означать резкое ухудшение эпидситуации.
«Если неделю назад нас остановили ППСники и просто попросили пойти домой и соблюдать режим самоизоляции, то сейчас если остановят — впаяют штраф», — говорит Херасков.
А кому сейчас хорошо?
Восхождения на Эльбрус — вещь сезонная. Большинство могут испытать свои силы с мая по сентябрь-октябрь, в другое время — только очень опытные альпинисты. Именно поэтому если эпидемия затянется, гиды не успеют подготовиться, а это значит, уровень качества услуг в горном туризме Кавказа упадёт. А от этого напрямую зависит безопасность клиентов. Однако на данный момент какого-то решения нет.
Впрочем, ситуация с горными гидами — лишь один из примеров того, как обстоятельства накладываются друг на друга. Возможно, решить проблему помогут взаимовыручка и навык быстро перестраиваться. Но это позже, а пока лучшее, что можно сделать, чтобы быстрее вернуться к привычному образу жизни, — это соблюдать режим самоизоляции.
Фото: личный архив Виктора Ершова / vk.com/victorersh