Коронавирус: иммунитета – нет!
Коронавирус: иммунитета – нет!
Немецкий профессор Хендрик Штреек из университета Бонн хотел стать знаменитым. И он им стал. По крайней мере, в России. В Германии это слава со знаком «минус».
Немцы хотя и не в карантине, но из домов без нужды не выходят и дистанцию стараются соблюдать. Если бы еще и рестораны с пивнушками были открыты – тогда Штреек стал бы народным героем и в ФРГ, ему бы ставили памятники благодарные потомки. В его честь назывались бы улицы и площади, а также детские сады и, возможно, бордели. Не исключаю, что в России так оно и будет. По крайней мере, уже сейчас рунет истерически распространяет «правду о массовом иммунитете».
Кстати, российские СМИ среди первых обратились к агентству Social-Media-Agentur Storymachine бывшего главного редактора таблоида Bild Кая Дикмана. Именно оно было ангажировано для распространения информации о скандальном исследовании Штреека, якобы доказавшем иммунитет от коронавируса. Посмотрев новости из центра, каждый российский алкоголик в майке и трениках, а также каждая домохозяйка в бигудях обрадовались, что подтвердилась их теория «коронавирус – это ерунда». Обрадовалась и широкая медийно-политическая общественность, давно уже доказывавшая, что «Черчилль преувеличил». Но карантин в России после этого не сняли, референдум и парад не возвратили. Может, прочитали немецкие СМИ, которые через пару дней опубликовали критику исследования Covid-19 Case-Cluster-Study Штреека? Опровержения в российских СМИ и соцсетях, однако, не последовало. Напротив, русскоязычные граждане до сих пор бодро делятся новостью про «ерунду».
Наверное, в условиях самоизоляции россияние немного отстали от действительности. Сейчас объясню, почему.
В начале апреля Штреек представил в Дюссельдорфе первые результаты своего исследования. Профессор и его коллеги в присутствии премьер-министра земли Северный Рейн-Вестфалия Армина Лашета объявили, что обнаружили иммунитет и теперь возможно ослабить ограничительные меры. Однако другие немецкие эксперты по вирусологии и эпидемиологии высказали критику исследования и попросили показать рукопись. До сих пор никто ее не увидел.
Между делом высказываются серьезные упреки в финансировании агентства Дикмана из земельного бюджета и в связи команды Штреека с политиками и лоббистами. Армин Лашет с самого начала активно призывал к отказу от ограничений. Высказывается подозрение, что поддельным исследованием видного профессора земельные политики хотели оказать давление на Ангелу Меркель и добиться снятия мер по борьбе с коронавирусом. Это бы помогло предотвратить потери местной промышленности. Подозрительным показалось и участие агентства Кая Дикмана в распространении результатов в интернете, в том числе соцсети «Фейсбук». Бывший редактор Bild ранее запятнал себя бесславным скандалом о якобы найденном анализе крови для установления рака груди. Однако он поработал и на этот раз хорошо. Весь мир до сих пор сотрясается в рыданиях от обретенного и потерянного шанса навсегда победить новый коронавирус.
Команда под руководством Штреека провела исследование на примере 1000 человек из около 400 домашних хозяйств в районе Гангельте (округ Хайнзберг), где в феврале был зафиксирован один из первых в ФРГ взрывов эпидемии. 15 процентов обследованных якобы показали положительный результат на анализ «коронавируса». Вывод Штреека: доказана возможность массового иммунитета. Другие результаты исследования – якобы замедлившееся распространение вируса, якобы безопасность его для детей, якобы важность количества возбудителей для тяжести болезни у взрослых. В день начала исследования среди 250 тысяч жителей округа Хайнзберг на основании симптомов было выявлено 1250 случаев коронавируса. Остальные, утверждал Штреек, уже были иммунны. Он оспорил также процент летальности и утверждение о том, что общее число инфицированных в ФРГ лишь в пять раз больше установленного.
Сначала и в Германии изо всех СМИ посыпались радостные сообщения: новый тест на антитела доказывает наличие иммунитета! Однако глава отделения вирусологии берлинской университетской больницы Charité профессор Кристиан Дростен тут же натянул вожжи: «Я только что прослушал пресс-конференцию на канале Phoenix. Даже если еще нет экспертных отзывов, необходимо, по меньшей мере, предъявить реферат с содержанием исследования в форме рукописи, прежде чем выходить на широкую общественность и обращаться к политикам. Иначе мы оказываемся перед ситуацией, в которой никто ничего не знает».
Результаты исследования, подчеркивают критики, появились за счет методологических ошибок. Дростен, один из интернационально признанных экспертов-вирусологов, заявил: «Штреек так мало объясняет, что вообще не все понятно». Ранее группа ученых из разных стран под руководством профессора Дростена применяла использованный Штрееком тест фирмы Euroimmun для исследования сезонных вирусов. Как до настоящей пандемии, так и сейчас эти тесты показывают наличие антител других коронавирусов в крови. Так что имеющиеся тесты не позволяют отличить Sars-CoV-2 от четырех других известных коронавирусов. К такому же результату пришла датская ученая Шарлотте Йоргенсен. Берлинский вирусолог подчеркнул, что даже если результаты правильно исчислены для Хайнзберга, необходимо еще проверить, насколько репрезентативны они для всей Германии. На другие регионы мира их просто так переносить недопустимо.
«Такие тесты имеют чисто технически большой процент фальшиво позитивных сигналов», - разъяснил ученый. Необходимо различать, идет ли речь о диагнозах или просто о «сигналах» из лабораторных анализов. По его словам, если анализ реагирует на антитела сезонных вирусов, обычно говорится о «перекрестной активности». Поэтому могут быть перепутаны различные антитела. Вполне вероятно, что люди из Хайнзберга имели в крови «простудные» антитела. Ведь «как раз прошел лишь месяц после окончания сезона простуд».
Эпидемиолог Центра по инфекционным исследованиям им. Гельмгольца профессор Жерар Краузе заявил, что пока что в мире не существует анализов, которые могли бы доказать иммунитет против Sars-CoV-2. Так называемые примененные Штрееком тесты «Элиза» уже давно доступны и регистрируют не только антитела против нового возбудителя, но и против других видов вирусов «короны», которые поражают человека. В том числе тех, что вызывают простуду, а это около трети всех уже известных коронавирусов.
Профессор Дростен отмечает: так как анализ «Элиза» может быть позитивным у людей с простудой, вызванной эндемическими коронавирусами, результат подобного проекта необходимо сначала подтвердить на дальнейшем лабораторном вирусологическом исследовании. Только весьма затратные по времени и ресурсам «нейтрализирующие тесты» могли до сих пор доказать, что люди пережили заражение Sars-CoV-2. Однако о них Штреек не говорил. Маленькая ремарка: Штреек – эксперт по вирусу AIDS, Дростен – по вирусам Sars.
Профессор Краузе высказал также критику методики выборки: «Я вижу другую проблему, она в количественном отношении еще тяжелее. Исследование проводилось в домашних хозяйствах, где анализы брались у всех членов. Так можно делать. Однако ни в коем случае нельзя брать все результаты и пересчитывать их в процентах, а выбирать лишь одно лицо из каждого домашнего хозяйства». Ведь поскольку в одном жилом помещении опасность заражения выше, чем в среднем среди населения, это может привести к перекосу в результатах и повышенному проценту иммунитета. Видный эпидемиолог подчеркнул: «Детальные комментарии о методике исследования в Гангельте были бы слишком ранними на основании имеющейся сейчас информации».
Все же одна радостная весть у меня для россиян есть: институт им. Роберта Коха при минздраве ФРГ совместно с берлинской Charité и центром им. Гельмгольца начали большое общегерманское репрезентативное исследование. Президент института им. Коха профессор Лотар Вилер разъяснил, что планируется найти ответы на три вопроса. Первый: сколько человек в Германии – зная или не зная об этом – уже пережили инфицирование новым коронавирусом и поэтому получили иммунитет? Второй: как высоко число так называемых «бессимптомных случаев», то есть болезни, которая проходит незамеченной? Третье: сколько человек на самом деле умерли от инфекции, а не от других параллельных заболеваний?
С помощью ответов на эти вопросы можно будет лучше описывать прохождение эпидемии, а также оценить эффективность уже принятых мер по social distancing. Вилер подчеркнул, что иммунитет может спасти много жизней. Его можно доказать с помощью анализов на антитела. У девяти из десяти пациентов в Германии они образуются не позднее чем через неделю после заражения. Соответствующие лабораторные тесты только что были разработаны. Результаты первого и второго этапа исследования будут доступны в середине мая. Третий этап начнется в мае. Результаты появятся не ранее июня.
Между тем сам Штреек уже признал, что его выход на публику был преждевременен. В Германии на него, однако, уже никто больше не обращает внимания.