К 75-летию Победы! Фронтовой дневник «дяди Саши» представляет Государственный архив Вологодской области
75 лет минуло с мая 1945-го… Но память о событиях, участниках и героях Великой Отечественной войны должна жить в наших сердцах и передаваться из поколения в поколение. В каждом уголке страны чтят воинов-героев, защищавших в те суровые годы нашу Родину.
Александр Александрович Морщинин – наш земляк, боевой офицер, участник партизанского движения в Белоруссии (1942-1943 гг.), краевед-журналист, ветеран Великой Отечественной войны и почетный гражданин города Вологды.
Александр Морщинин, уроженец Усть-Кубинского района Вологодской области, родился 23 апреля 1919 года в крестьянской семье в деревне Пакутино. В 1937 году 18-летним юношей Саша Морщинин пошел добровольцем в Красную Армию, еще не зная о своей предстоящей, полной тревог, фронтовой жизни. К началу Великой Отечественной войны Морщинин закончил Тамбовское пехотное училище и получил звание лейтенанта. Участвовал в боях под Москвой, командовал ротой, затем батальоном, освобождая оккупированную врагом территорию. «По пути мы видели горящие хаты, – вспоминал он в 1941 году, – заплаканных женщин, мёртвых детей, повешенных стариков, но также видели радушный приём со стороны крестьян, нёсших последнюю сваренную холодную картошку для воинов и, может быть, последний ломоть хлеба…». В тяжелейших боях лейтенант Морщинин был дважды ранен и доставлен в медсанбат. После госпиталя молодого (уже старшего лейтенанта) бойца ожидало ответственное спецзадание.
В мае 1942 года при Ставке ВГК был создан Центральный штаб партизанского движения. Началась переброска специально подготовленных групп в тыл врага с целью организации и взятия под контроль Ставки партизанского движения. А. Морщинин и его группа из пяти человек были одними из первых, кого перебросили в белорусские леса, в зону оккупации.
В Государственном архиве Вологодской области хранятся уникальные документы – фронтовые дневники Александра Морщинина, которые велись с декабря 1941 по сентябрь 1944 года с некоторыми перерывами. Часть фронтовых записей посвящена партизанскому периоду боевого пути Морщинина и представляет особый интерес. На пожелтевших от времени страницах дневника – война. Тяжелые фронтовые будни, боевые товарищи, бои, после которых чудом оставались живыми, – всё это перенесено на бумагу, на расчерченные тетрадные листы.
В июне 1942 года старший лейтенант Александр Морщинин с группой командиров из пяти человек были выброшены на парашютах в глубокий тыл противника с заданием организовать партизанское движение на границе Минской, Витебской и Могилевской областей. Запись в дневнике от 5 июня 1942 года: «Время 11 ч. 30 мин. и мы (на самолёте – авт.) кружимся над поляной. Сигнал «Приготовиться», мы, держась за борта, добирались до люков, а затем по команде «Пошел!» с помощью толчка инструктора парашютного спорта прыгали один за другим…» Это был первый в жизни прыжок с парашютом как для Морщинина, так и для его команды. Партизаны-разведчики высадились в полутора километрах от вражеского гарнизона Денисовичи. Высадка прошла удачно и незаметно для немцев.
Связавшись с местными партизанами, наши герои узнали реальную обстановку дел: «В населённых пунктах немцы насадили сволочей полицаев, сельские советы заменили на волостные управления, во главе поставили бургомистров…, евреев уничтожали, их имущество и скот отбирали…»
7 июня 1942 года Морщинин организовал боевой отряд, куда вошли его команда и местные партизаны. В первые дни пребывания в тылу основной задачей стала организация диверсий на железной дороге.
8 июня 1942-го была организована первая серьёзная диверсия – пустили под откос вражеский поезд с боеприпасами. В дневниковых записях, отражающих это событие, читается напряжение автора, его страх от возможной неудачи, ожидание, радость первой победы: «Я пополз в направлении к ж/д полотну, за мной… мой партнер по сегодняшней операции Ильин Ваня…, возле бугра слышу стук вступающих человеческих ног и немецкую речь, сначала охватило холодком моё тело, а потом пришел в себя, держа наготове гранату и пистолет…, ставлю мину и заряд, маскируюсь…, но всё обошлось благополучно, отползли к своим товарищам… ». Через несколько минут подошел поезд с боеприпасами: «…раздался сильный взрыв с большим овалом пламени и дыма, осколки железных и металлических частей летели далеко за нас, обломки поднимались на 150 м. и выше… эшелон был взорван удачно и почти все вагоны вышли из строя».
Через несколько дней по округе пошли слухи о появлении в минских лесах грозных партизан, к молодому старлею Морщинину потянулись люди, желающие вступить в его отряд. К июлю 1942 года количество партизан выросло, была организована партизанская бригада, получившая название «Дядя Саша», в честь Александра Морщинина, отважного, честного, всеми любимого командира.
Партизанская бригада «Дядя Саша» стала серьёзной силой, противостоящей немцам. «В городе Борисов, – писал 1 июля 1942 года Морщинин, – немцы открыли специальную школу по подготовке диверсантов для дальнейшей засылки в партизанские отряды. Слушателями на эти курсы набираются… добровольно сдавшиеся в плен… Шпионы одеты в чистое гражданское платье…, сапоги яловые, русского покроя…». Ощутив на себе деятельность партизан, противник начал проводить карательные операции, направленные на уничтожение отрядов. 4 июля 1942 года Морщинин записал в дневнике: «В 7 ч. 30 мин. вела бой засада 1-го отряда… Партизаны дрались не на жизнь, а на смерть, разя наверняка противника и экономя каждый патрон и каждый снаряд. К 9-ти ч. была слышна со всех сторон артиминомётная кононада и сильный пулемётный огонь. К этому времени все отряды и засады вступили в неравный бой с противником, ставящим целью блокировку и уничтожение отрядов…». На следующее утро фашисты начали генеральное наступление. Отряды Морщинина понесли серьёзные потери и были вынуждены оставить ряд населённых пунктов, но спустя некоторое время взяли реванш, вышли из окружения, взорвали фашистский поезд вместе с начальником штаба полковником Рейхом и заставили врага отступить. «Вот закончилось первое, крепкое, суровое испытание и крещение бригады, – записал в дневнике командир «Дяди Саши», – из которого последняя вышла безусловно победительницей». Лишь крупные карательные отряды войсковых соединений вынуждали партизан в ожесточенных боях отступать в леса, но по неведомым тропам они снова появлялись на коммуникациях немецких войск.
С июня по октябрь 1942 года морщининская бригада провела 352 боевых операции – из них более 100 на железных дорогах, пустили под откос 47 эшелонов, разгромили 6 вражеских гарнизонов и станцию Славное. Комендант станции в нательном белье с группой солдат бежали под защиту соседнего гарнизона. Конечно, были потери. Терял боевых друзей и Морщинин: «27 августа. Убили цыгана Мородепа, боевой был малый, но ничего не поделаешь, отомстим…».
Нелегка была ноша у командира партизанской бригады «Дядя Саша» Александра Морщинина. На нем лежала ответственность за каждую боевую операцию, за каждую партизанскую жизнь. В октябре 1942 года Морщинин был ранен и эвакуирован в Москву, но на этом его фронтовой путь не был закончен, война продолжалась. «Раздумался, сидя возле речки Можа…, – записал командир в дневнике 28 августа 1942 года, – о своей кочевой жизни, которую война, видимо, за грехи подарила. Вспоминаю училище, друзей, Дусю, Тоню и старую мать, отца и братьев, и сестру. Хочется увидеться. Но надежды, признаться, не теряю. Если убьют, то буду умирать с музыкой и треском…»
Почитать дневники А. Морщинина можно на портале архивной службы области по ссылке https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/322532