Молдова получила помощь от России и Китая, от НАТО – одни обещания
На карантине целый ряд населенных пунктов Молдовы, а в пасхальные дни добавился еще один очаг коронавируса – в центре пожилых людей села Брынзень Единецкого района. Собственных усилий не хватает.
Дополнительную помощь правительство Молдовы запросило у России. На этот раз она понадобилась в доставке большой партии медицинского груза из Китая, которую собственными силами наша страна, не имеющая грузовых самолетов, осуществить не могла.
Россия уже не первый раз протягивает руку помощи Молдове в эти трудные дни. На прошлой неделе было подписано соглашение о предоставлении нашей стране кредитного транша в 200 миллионов евро для финансирования возросшего бюджетного дефицита и реализации инфраструктурных проектов. Проценты – меньше, чем по евробондам, сказал министр финансов Сержиу Пушкуца. Ранее Москва прислала тесты для диагностики коронавируса, партию из 10 тысяч единиц.
И вот 19 апреля, на Пасхальной неделе, в небе над Кишиневом раздался непривычный гул – на посадку шел большегрузный самолет. Встретивший его посол России Олег Васнецов отметил, что политическое и военное руководство РФ откликнулось на просьбу президента Молдовы и предоставило военно-транспортный самолет ВКС для перевозки из Шанхая медоборудования. Перелет совершен на безвозмездной основе и без каких-либо предварительных условий.
Как известно, Китай ранее уже направлял нам гуманитарный груз весом в три тонны: медицинские маски, инфракрасные термометры, комплекты защитной одежды, очки. Нынешняя партия груза - более 50 тонн - закуплена частично на средства бюджета, частично за счет пожертвований отечественных компаний, физических лиц в стране и из диаспоры, международных организаций. Она будет направлена по заявкам в медицинские и иные учреждения.
Помощи Кишинев просил и у НАТО. Политический аналитик Дионис Ченуша в статье для IPN указывает, что Молдова входит в число стран, имеющих право на получение такой помощи благодаря участию с 1994 года в Партнерстве во имя мира. Запрос о помощи из Кишинева был получен Североатлантическим альянсом 1 апреля. На тот момент в Молдове было 423 случая заражения и пять смертей. Ответили очень оперативно, уже на следующий день. Суть ответа: передали ваш запрос всем государствам-членам НАТО. Результат пока нулевой. Как говорится, обещанного три года ждут.
Что просили? Некоторые категории товаров были запрошены в количестве сотен или даже миллионов единиц, например, одноразовых костюмов - 1 миллион, перчаток - 14 миллионов. Видимо, наша власть рассудила так: проси у НАТО в два раза больше, чем нужно, и соглашайся на половину. Нам в э это власти сообщали, что в стране все есть.
Ченуша считает, что Молдове следовало выделить в запросе стратегические потребности, такие, как медэкипировка, что сделало бы просьбу более реалистичной. Хорошо, ну были мы провинциально нескромны, но дайте хоть что-то! Ведь мы же посылаем своих военных в горячие точки по запросу НАТО!
Скромнее вели себя Украина и Грузия, которые также обратились за помощью к альянсу 23 февраля и 4 апреля. Украина вообще просила всего 10 категорий товаров. Но ни Кишинев, ни Киев, ни Тбилиси не получили ничего, констатирует аналитик: «Причинами этого могут являться одновременно возросшие потребности в большинстве государств-членов НАТО, а также расстановка приоритетов среди получателей».
То есть, с одной стороны, самим не хватает, с другой – есть страны поавторитетнее. Вот оно в действии, «бремя белого человека»: пренебрежительное отношение к «неевропейским народам» как к недоразвитым, опасным, требующим постоянной помощи со стороны «цивилизованных» стран (и постоянного контроля!).
Исследователь полагает, что в случае Молдовы речь может идти ещё об одной причине. После отставки правительства Майи Санду в ноябре 2019 года «социалисты и президент Игорь Додон сконцентрировались на продвижении нейтрального статуса в качестве элемента восстановления стратегических отношений с Россией», и «снижение качества политического диалога Молдова-НАТО абсолютно не способствует привлечению однозначных симпатий евроатлантических союзников».
То есть люди умирают – а помощь обусловлена политическими симпатиями. А как же здоровье и жизни тех молдаван, которые политикой не интересуются или поддерживают интеграцию с НАТО? Их за что?
Популярность НАТО с ее средним уровнем в 53 процента в 16 из 28 стран-членов ниже, чем популярность ЕС. Пандемия породила всплеск евроскептицизма. Ченуша об этом пишет осторожно: «Хотя ЕС и представил энергичные финансовые меры, еще не внедренные, в качестве ответа на разрушительные последствия пандемии, необходимы политические меры для возвращения доверия к европейскому механизму солидарности…. На практике она заключается в готовности государств-членов оказывать друг другу помощь. Пока европейские учреждения не обладают исключительными полномочиями для того, чтобы самостоятельно задействовать и наполнить значимым содержанием механизм солидарности. Никогда ещё у европейской межгосударственной помощи не случалось столь масштабного провала, поскольку помощь предназначалась для ограниченных регионов либо отдельных государств, в том числе не входящих в ЕС. Это – уникальная ситуация, когда шок распространяется сразу по всему европейскому пространству, что парализовало применение передового опыта солидарности».
Переводится это просто: у самих всего мало, отстаньте. И к чему красивые слова типа: «Заявления председателя Совета ЕС Шарля Мишеля от 15 апреля – «Как мы могли бы показать больше единства, больше солидарности?» – свидетельствуют о гнетущей неопределённости в отношении ключевых идеалов ЕС, которые никогда ранее не оказывались столь сильно скомпрометированы. Лишь усиление координации и согласование уступок между Севером и югом Европы способны привести к образцовой европейской солидарности, иначе говоря – к солидарности, эффективной против пандемии и после нее».
Да кому нужна ваша солидарность после пандемии, если ее не было, когда итальянцы умирали от вируса?
Генсекретарь Североатлантичекого алянса Йенс Столтенберг заявил, что «НАТО была создана для борьбы с кризисами». В чем же проявилась борьба с кризисом Covid-19?
Дионис Ченуша указывает два достижения НАТО. Во-первых, «механизм НАТО отреагировал, проявив готовность помочь, на запросы более чем 13 стран-членов и партнеров альянса, в том числе от Молдовы». Отреагировал и пообещал! Во-вторых, «именно благодаря беспрепятственной мобильности сил НАТО, в том числе гражданских служб, на всей территории альянса можно легко перемещать медицинское оборудование, врачей и даже заражённых пациентов из одной страны в другую». Спасибо! Только вот перемещать нечего!
«По сути, трансатлантическая солидарность основана на пакете логистических возможностей, упрощающих координацию авиаперевозок, закупок и распределение межгосударственных пожертвований», - резюмирует Чеуша. Как, и это все?! Да, все: «Нужно время, чтобы последствия этих действий стали ощущаться и чтобы их хорошо прочувствовало общество».
А кто-то ведь так и не дождался.
Интересно, что Ченуша, фактически донага раздевший НАТО, тут же делает кульбит и заявляет: «Евроатлантическая солидарность не пострадала в результате санитарного кризиса». Потому что отсутствие помощи НАТО – лучше, чем присутствие помощи от России. Ведь помощь Москвы – «сомнительная».
Все помнят, как 23 марта в Италию прибыли восемь мобильных бригад врачей и более ста военных вирусологов. «Масштабы российской помощи сразу же вызвали подозрения в её искренности, - говорит Ченуша… - Помимо врачей… в страну прибыл и военный персонал. Минобороны России указывает, что только 32 врача занимаются непосредственно медицинской деятельностью, а остальные задействованы в дезинфекции – 44 зданий в 40 населенных пунктах Ломбардии. Как итальянские власти, так и НАТО отказались давать объяснения в связи с подозрениями в том, что Россия занимается в Италии шпионажем».
НАТО не говорит о шпионаже, какая жалость! Но Ченушу не проведешь: «Гипотетически, на основе собранных в Италии данных, могут быть запланированы другие российские высадки в той или иной стране НАТО – с иными целями, нежели оказание санитарной помощи. Развертывание военной техники на итальянской земле, внутри альянса, позволяет России собирать полезные сведения. Гипотетически, исходя из этих данных и соответствующего опыта, может возникнуть соблазн других подобных вмешательств России в странах НАТО».
Побольше бы таких вмешательств, считают рядовые европейцы. У них не возникает вопроса, что лучше: российские военные вирусологи или итальянские гражданские врачи разных профилей, не имеющие опыта борьбы с инфекционными заболеваниями.
Но какие же «данные» можно собрать в Италии в наше время, когда, благодаря современным техническим средствам, вовсе не нужно где-либо физически присутствовать, чтобы все знать? Что, врачи карту Ломбардии срисовали на местности?
Ситуация серьезная! По мнению аналитика, в
связи с медицинским десантом России в Италии «НАТО должна провести переоценку
роли информационной безопасности», а сотрудничество ЕС и НАТО «нуждается в
комплексной программе цементирования внутриевропейской устойчивости, призванной
предотвратить дальнейшее вмешательство России».
А вот это уже апофеоз: «Присутствие
России в Италии омрачило устойчивость альянса… Если НАТО не извлечет уроки из
итальянского досье, то крымские события 2014 года могут повториться и на
евроатлантической земле».
Что, Ломбардия попросится в состав России, как это сделал Крым? И кто же, пардон, будет в этом виноват?
Михаил БОРОДИНСКИЙ,
Мария БУИНЧУК