Депутаты исполнили приказ 45-го года?
Для вступления нового закона в силу нужна еще подпись президента России. Подпишет ли Владимир Путин документ «о перемене дат», еще большой вопрос, поскольку Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и значительная часть ученого исторического сообщества страны высказали свое категорическое несогласие со столь вольной трактовкой последнего дня в разгроме милитаристской Японии и Второй мировой войны.
«В» решил разобраться в ситуации, поскольку Приморье и Владивосток играли ведущую роль в сентябрьских событиях 1945 года, к тому же живы наши прославленные земляки – ветераны-очевидцы той победы.
Итак, в соответствии с союзническими обязательствами и договоренностями в Ялте лидеров трех стран-победительниц ровно через три месяца после разгрома фашистской Германии СССР вступал в войну против Японии. США и Британия и сами бы справились со своим злейшим врагом, но для этого им бы понадобилось еще один-два года и не менее миллиона жизней своих солдат при штурме Японских островов. Даже бесчеловечные атомные бомбардировки американцами сугубо гражданских городов Хиросимы и Нагасаки не могли поколебать уверенность Токио в необходимости продолжения этой бойни. Тем более что Страна восходящего солнца весной и летом 1945 года успешно противостояла коалиции англосаксов в Юго-Восточной Азии и на островах Тихого океана.
Силами трех фронтов и Тихоокеанского флота всего за полторы недели Советский Союз разгромил миллионную Квантунскую армию. В плен попало 600 тысяч ее солдат. Освобождены Курилы, Южный Сахалин, Маньчжурия и Северная Корея. Это и стало переломным моментом: Япония, лишившись людских резервов, согласилась на капитуляцию.
Из Владивостока для подписания акта от имени Советского Союза вылетел официальный представитель СССР при ставке союзнических войск генерал–лейтенант Кузьма Деревянко.
Сама церемония подписания акта о капитуляции Японии состоялась 2 сентября на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе. Процедура началась в 9 часов по токийскому времени. Во Владивостоке было 10 часов, а в Москве всего 3 часа ночи. Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин приказал торжественно отметить долгожданную победу. Однако подготовиться за несколько часов к праздничным мероприятиям было нереально. Поэтому Президиум Верховного Совета СССР издал указ «Об объявлении 3 сентября праздником победы над Японией». Кстати, «3 сентября» значится на оборотной стороне всех медалей «За победу над Японией», которыми награждали участников боев.
Праздник отмечался всего два года. Уже в 1947 году этот день снова стал рабочим, хотя формально указ 1945 года не был отменен. В СССР по своему масштабу осенние торжества не могли сравниться с Днем Победы над Германией 9 Мая.
С годами о том указе подзабыли, под влиянием историков отмечать победу над Японией в нашей стране стали вместе со всем миром 2 сентября. В современной России 3 сентября считалось памятной датой и отмечалось как День солидарности в борьбе с терроризмом (после событий в Беслане 2004 года). Так что нынешнее решение парламента РФ возвращает праздничную дату взамен памятной.
Как рассказал корреспонденту «В» председатель Совета ветеранов Владивостока полковник в отставке Сергей Кондратенко, в нашем городе проживает много свидетелей тех давних событий. Ветераны, участвовавшие в разгроме Японии в августе 1945 года, с радостью восприняли факт возвращения праздника. Пусть эта красная дата в календаре и не совпадает с исторической хронологией. Даже в самой Госдуме не все согласны с переносом даты праздника. Фракция КПРФ заявила, что если следовать такой логике, то и День Победы можно перенести на 8 мая, а это недопустимо, поскольку там была разница во времени. По европейскому времени это было 8 мая, а по-нашему уже 9-е.
Историческое сообщество России и вовсе негодует. Директор Международного центра истории и социологии профессор и доктор исторических наук Олег Будницкий, профессор Северного (Арктического) федерального университета и доктор исторических наук Михаил Супрун, вице-президент Ассоциации историков Второй мировой войны Константин Залесский и многие другие их коллеги считают, что таким образом народные избранники решили увековечить свое имя в истории страны.
Фото из Госархива