Финансист назвал меры для оживления экономики России
Министр финансов России Антон Силуанов заявил, что объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) на конец 2020 года составит около 7 триллионов рублей. Он пояснил, что при настоящих ценах на нефть финансового ресурса хватит до 2024 года. Эксперты в области экономики рассказали «Вечерней Москве» о специфике ситуации.
Экономист-аналитик группы компаний «Финам» Алексей Коренев считает, что нет оснований ожидать, что нефть подорожает выше 45 долларов за баррель:
— Рынок переполнен нефтью, ее некуда девать. В условиях сокращающегося спроса и коронавируса спрос на нефть упал до предельно низкого уровня. Пандемия подтолкнула спад мировой экономики. На рынке нефти серьезных улучшений ждать не приходится. В лучшем случае мы стабилизируем цену в рамках 36–40 долларов за баррель. Это ниже уровня, который заложен в бюджет России.
Финансист добавил, что оживление экономики возможно при принятии мер фискального и монетарного воздействия — снижение процентной ставки и налогов. Он назвал предпринимаемые меры незначительными и сказал, что пока существенно повлиять на экономику России они не могут. Экономист объяснил, что большинство коммерсантов в России не знакомы с системой управления рисками. Они привыкли жить в мягких условиях, а сейчас столкнулись с форс-мажорной ситуацией, когда все связи нарушились, а курс рубля упал:
— Малый и средний бизнес оказался без средств выживания. У таких предприятий короткий период оборачиваемости капитала, они не имеют запасов. После заморозки средств компании оказались парализованы. Мы надеемся, что правительство примет меры действительной поддержки. Можно обвинять в жадности банкиров, ведь они не захотели давать кредиты без гарантий и под малые проценты, но они просто умеют считать деньги и понимают, что большинство заемщиков из предприятий, которые сегодня стоят на грани банкротства, не вернет займ.
Алексей Коренев заключил, что должны быть гарантии государства на предоставление беспроцентных ссуд, которые в случае невыплаты будут полностью покрыты, иначе выживут только гиганты, а средний и малый бизнес умрет.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев, в свою очередь, отметил что министр финансов Антон Силуанов привел абсолютно объективные цифры:
— Надо ориентироваться на оценку подушки безопасности, которую дал наш президент. Несмотря на сильное падение цен на энергоресурсы, в первую очередь на нефть, я уверен, что осенью цена на нее стабилизируется в области 35–43 доллара за баррель.
Политик напомнил, что в нашей стране предусмотрены траты на национальные проекты, и какая-то часть из них может смещаться, что дает возможности для бюджета. Он напомнил об активной работе нового кабинета министров, направленной на повышение эффективности и стимулирование спроса со стороны населения.
Гутенев сообщил, что главные решения по стратегии экономики будут приниматься не сейчас, в период поддержки во время сложной экономической ситуации, вызванной коронавирусом, а на этапе восстановления экономики, когда станет понятно, какая отрасль какие потери понесла и какие зарекомендовавшие меры воздействия можно будет применить:
— В качестве первых шагов, адаптированных под наш рынок, можно считать те субсидии, которые связаны с сохранением не менее 90 процентов численности персонала на ближайшие два месяца, о которых говорил президент. Предполагаются также отдельные меры поддержки различным отраслям.
Депутат заявил, что на данный момент ситуация непростая, но она открывает новые возможности по развитию высокотехнологичных областей, в том числе и отраслей из области цифровой экономики. Он согласился, что снижение курса рубля несет риски повышения цен и увеличения инфляции, но оно открывает большие возможности и расширяет экспортный потенциал российской продукции.
Владимир Гутенев обратил внимание на меры Минпромторга, направленные на стимулирование экспорта, которые будут увеличиваться. При этом он отметил, что нельзя допустить опережающего инфляцию роста тарифов естественных монополий. Главным обстоятельством эксперт назвал значительное снижение ставки рефинансирования:
— Комплексная реализация этих и других мер позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. Когда мы увидим, что число выздоровевших превышает количество заболевших, мы сможем говорить о конкретных действиях.
Читайте также: Минфин потратит на поддержку экономики около двух триллионов рублей из ФНБ