Что может президент
Власти района Прага-6 демонтировали памятник маршалу Ивану Коневу в год 75-й годовщины Победы, на торжества по этому случаю в Россию должен приехать президент Чехии Милош Земан. Daily Storm узнал, как смотрят на все это в Москве. Сенатор Андрей Климов эмоционально отвечает чешским властям, а эксперты-международники считают, что памятник можно было защитить юридически.
В странах Восточной Европы уже около 30 лет сносят памятники времен социализма. В последний раз это случилось 3 апреля в Праге-6 — административном районе чешской столицы. Местные власти сняли с постамента фигуру маршала Советского Союза Ивана Конева, который 9 мая 1945 года освободил город от находящихся там немецких войск. Символично, что происходит это во время подготовки к приуроченному к 75-летию Победы параду в Москве, куда должен приехать и президент Чехии Милош Земан.
Российский МИД выразил возмущение в связи с демонтажем памятника, а Следственный комитет возбудил уголовное дело по части третьей статьи 354.1 Уголовного кодекса РФ (осквернение символов воинской славы России, совершенное публично). Осудил действия местной власти и чешский президент.
«Считаю это [снос памятника] смешным и глупым [актом], — отметил Земан. — Маршалу Коневу, который освободил [от нацистов] не только Прагу, но он также освободил [гитлеровский лагерь смерти] Освенцим, принадлежит [историческое] место в Праге».
Осудил, но не остановил. Земана у нас часто называют пророссийским политиком, приписывая аналогичную позицию и всему чешскому государству, но такое положение дел не совсем соответствует действительности. Свое отношение к происходящему в Праге высказал Daily Storm сенатор, член комитета по международным делам Совфеда РФ Андрей Климов.
«Президент Чехии действительно был против этой варварской акции, он очень здраво смотрит на российско-чешские отношения. Думаю, что многие чехи смотрят аналогично. Особенность политической системы этой страны такова, что возможности президента там достаточно сильно ограничены. Основные права — у правительства, а у него взгляды несколько иные, мягко говоря. <…> Это совершенно неслучайная история, она имеет вид отчетливой антироссийской провокации, — рассказывает политик. — Следственный комитет готовит процессуальное решение [по этому прецеденту], наше законодательство позволяет привлекать к уголовной ответственности. Наивно полагать, что Министерство иностранных дел и Российское государство забудут такой варварский акт». По словам сенатора, сейчас важно, чтобы «здравые лица» в Чехии спасли памятник и исключили подобное в будущем.
Это уже не первый скандал вокруг монумента. Весной статую Конева в очередной раз облили краской, староста района Прага-6 Ондржей Коларж отказался приводить его в порядок, памятник чистили добровольцы, российское посольство выразило протест. Маршала — дважды Героя Советского Союза — в Чехии не все видят положительным персонажем. Ему припоминают руководство войсками стран Варшавского договора во время венгерского восстания 1956 года, администрация района также приписывала Коневу связь с подавлением Пражской весны в 1968 году. Заявление очевидно спекулятивное, поскольку к тому времени Коневу было 70 лет, ответило муниципалитету российское посольство, сообщив, что архивные источники не подтверждают его участие в тех событиях.
Эксперт Российского совета по международным делам, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев объясняет скандал вокруг памятника концентрацией специфически настроенного населения в этой части города, а противоречивые действия властей — особенностью чешской политической модели.
«В Чехии очень большие полномочия имеет местное самоуправление, в том числе у него есть и возможность распоряжаться памятниками, которые находятся на данных территориях. Мэр Праги писал о референдуме по этому поводу, но для муниципалитета это не важно. Эти силы могут быть глубоко оппозиционными центральной власти. Именно такой случай мы видим в районе Прага-6, — рассказывает он. — Это местная особенность. Люди с подобной точкой зрения имеют больше всего голосов в столице».
В чешском парламенте представлены девять партий. Самые крупные из них — центристы АНО 2011, Гражданская демократическая партия, Чешская пиратская партия, партия «Свобода и прямая демократия». Между ними распределены 147 из 200 кресел в нижней палате. При этом президент Земан не принадлежит ни к одной из них, уточняет Трухачев. Премьер-министр Андрей Бабиш является основателем АНО 2011, он и формирует правительство, поскольку государство — парламентская республика.
«Чешская политическая система — это тона и полутона. В отношении России это тоже тона и полутона. И если Земан принадлежит к относительно лояльным к России силам, то староста Праги-6 Коларж — к самой русофобской партии ТОП09. При этом там есть еще четыре партии антироссийских, но с меньшей степенью радикальности. <…> Преобладающим в стране является сдержанно-настороженное отношение к Москве, но не будем тешить себя иллюзиями. Чехия — страна Евросоюза и НАТО, разбиваться в лепешку ради России не станет», — продолжает он.
При этом в стране крайне негативно относятся к заявлениям, одобряющим ввод войск в 1968 году, даже если это говорит какой-либо эксперт, сообщает Трухачев. «Вот такое у них восприятие нас. Они считают, что без согласования с Путиным не делается ни один чих», — продолжает доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики.
Уходя от политической жизни Чехии, эксперт обращает внимание на юридические аспекты ситуации с памятником Ивану Коневу. По словам Трухачева, монумент не подпал под действие договора об охране воинских захоронений, «чтобы у нас ни говорили». Наибольшие шансы юридически защитить монумент были с 2003-го по 2006-й, с 2009-го по 2010-й и в 2013 году, поскольку в это время правительство страны максимально лояльно относилось к России, говорит он. «Мы этим не воспользовались», — резюмирует Трухачев.
В посольстве Чехии в Москве Daily Storm напомнили о своем заявлении, где сообщается о почитании памяти всех павших солдат Красной армии, в рядах которой, «помимо русских, за наше освобождение воевали представители украинской, белорусской и других национальностей». Также в заявлении говорилось, что Чехия надлежащим образом содержит на своей территории 4224 военных захоронения, мемориала и памятника, на которые, в отличие от памятника маршалу Коневу, распространяются положения Соглашения от 1999 года между правительством Чешской Республики и правительством Российской Федерации о взаимном содержании военных захоронений.
Отметим, что в пункте «а» статьи 1 упомянутого ученым и посольством соглашения говорится, что «российские военные захоронения» — места на территории Чешской Республики, где захоронены российские граждане и граждане бывшего СССР, которые погибли в результате войн, вооруженных конфликтов, в плену или в результате их последствий, включая индивидуальные и братские могилы, кладбища или участки кладбищ, памятники и мемориалы, установленные на этих местах». Соответственно, памятник не подпадает под действие указанного документа.
Юрист и эксперт по международному праву Марина Силкина отмечает, что межправительственными соглашениями действительно можно придавать различный юридический статус тем или иным культурным объектам за рубежом. «Этот вопрос можно было бы рассматривать в контексте правового механизма защиты. <…> Но здесь затронуты не только юридические, но и политические вопросы», — говорит она.
Между тем, уже сам Милош Земан заявил, что реакция России, включая возбуждение уголовного дела против муниципальных чиновников, ответственных за перемещение памятника, является неадекватной и может рассматриваться как вмешательство во внутренние дела Чехии. С аналогичной позицией выступило и посольство страны в РФ, выражающее точку зрения правительства страны.
После приезда в Москву, если визит все же состоится, Земану, вероятно, предстоит неприятный разговор. Памятник же, скорее всего, вывезут за город — власти планируют сделают его частью экспозиции Музея памяти XX века, которого, кстати, еще не существует.