О чем забыл сказать Дудь.
Посмотрел очень качественный фильм Дудя про Беслан и малоинтересный продукт Собчак на ту же тему. В обоих фильмах в качестве героини присутствует Сусанна Дудиева, что меня чрезвычайно удивило, ибо женщина эта, мягко скажем, имеет очень сомнительную репутацию. В обоих фильмах женщина представлена как лидер организации «Матери Беслана», что не совсем так — в 2005 году она была снята с этой должности самими матерями Беслана, а вот за что — это вопрос интересный.
Сразу скажу: на качестве фильма Дудя это никак не отразилось, но без этой существенной детали тема не является полностью раскрытой. Дело в том, что бытует убедительное мнение, мол, Сусанна была завербована российскими спецслужбами для уничтожения организации, которая некоторое время стояла костью в горле Кремля. Это мнение отнюдь не мое — это мнение людей, пострадавших в теракте. Но обо всем по порядку.
Матери Беслана, как всем известно, — организация, состоящая из родственников детей, погибших во время знаменитого теракта. У любого, кто более-менее серьезно вникал в тему, есть мнение, что большинство детей было убито не захватчиками, а нашими доблестными силовиками, более того — то, что наша власть выдавала за подрыв школы бандитами, на самом деле являлось обстрелом школы из минометов силовиками. Именно это Дудь блестяще и отразил в своем фильме, чем навлек на себя праведный гнев одного соловья, способного извергать из своей маленькой соловьиной клоаки совсем не по-соловьиному масштабные струи помета.
Члены «Матерей Беслана» в те годы были представлены людьми, которые, как никто иной знали, как все было на самом деле, и бурлящая в них жажда отмщения за убийство своих детей побуждала активно критиковать одного человека на букву П, что едва ли было ему по душе.
Лидером движения была как раз Сусанна Дудаева. Была аккурат до того момента, как лично получила приглашение на прием у этого человека. И, будто бы по мановению волшебной палочки, сразу после этого с «Матерями Беслана» стали происходить очень странные вещи. А именно — в провластной прессе пошла мощнейшая информационная кампания по дискредитации матерей. И источником этих инфоповодов стала как раз Дудаева.
В те годы в России вел весьма специфичный бизнес один очень интересный персонаж. Георгий Грабовой его имя. Вспомнили? Это лидер деструктивной секты, согласно учению которой Грабовой — реинкарнация Иисуса Христа. А какое божество не умеет воскрешать мертвых? Так что главным источником дохода лидера секты стало это самое воскрешение.
В 2005 году пресса еще была относительно свободной, так что «Матери Беслана» со дня своего появления давали для нее очень много поводов, уничижающих нашу власть и лично некоего В.В. Путина. Да что там уничижающих! Они прямым текстом обвиняли его в том, что, преследуя некие политические амбиции, он хладнокровно велел вести штурм, не обращая внимания на заложников. Шуму на весь мир организация производила столь много, что не замечать ее было попросту нельзя. И тогда несколько жертв теракта во главе с самой Сусанной 2 сентября 2005 года были приглашены на личную встречу с Путиным.
Перед камерами Путин по традиции исполнил роль милостивого царя, выслушавшего пришедшую к нему на прием челядь, а вот о том, что за диалог велся с Сусанной вне объективов, история умалчивает. Однако очевидно, что диалог носил более чем интересный характер.
И уже к середине сентября вся официальная пресса выходит с шокирующими заголовками: «"Матери Беслана" обратились к Георгию Грабовому, чтобы он воскресил их детей». Дело в том, что 16 сентября Сусанна Дудиева загадочным образом оказалась на съезде секты Грабового, где... заключила с ним соглашение на воскрешение погибших в Беслане детей. 27 сентября Дудиева была назначена его личным представителем в Беслане.
Фокус в том, что Матери Беслана к этой истории не имели вообще никакого отношения. Узнав об этом, они разинули рты точно так же, как и обычные зрители. Дудиева и еще несколько человек (из той же группы, что немногим ранее получила прием у Путина), самолично решила устроить сей чудаковатый перфоменс, ни с кем не посоветовавшись и — более того — утаив от матерей Беслана столь значимое событие.
«Матери Беслана» припухли от такого неожиданного поворота столь сильно, что молниеносно отправили в СК запрос с просьбой проверить деятельность Грабового на мошенничество. Однако эта информация не дошла до потребителя, ибо все проплаченные СМИ массово штамповали известие о том, что организация «Матери Беслана» состоит из умалишенных баб, которые обратились к реинкарнации Иисуса Христа для воскрешения детей из мертвых.
К слову, когда на Грабового завели уголовное дело, улицы городов наводнили странные личности, которые, представляясь «Матерями Беслана», организовывали пикеты в поддержку Грабового:
Нет, на самом деле эти люди не имели к «Матерям Беслана» никакого отношения. Это были типичные наемные титушки, которые стояли с плакатами, за которые им заплатили. Это была настоящая информационная кампания по дискредитации «Матерей Беслана» с целью выставить их в лице общественности откровенно сумасшедшими людьми, которым верить нельзя. И руководила этой кампанией непосредственно Сусанна. «Вон, видите, они воскрешать детей собираются, и вы верили всему, что они говорили? Про обстрел силовиками из минометов школы полной детьми? Да по ним же психушка плачет!»
Посмотрели на плакат выше? А теперь обратите внимание на то, что на разных фотографиях разные люди стоят с одним и тем же плакатом. Это как раз потому, что эти люди не делали плакатов, а им выдавали уже готовые: в один день один заступил на службу с плакатом, в другой день — другой, которому выдали тот же плакат, и т.д.
Как писалось выше, одновременно в СМИ была запущена информационная кампания соответствующего характера, целью которой было выставить «Матерей» сумасшедшими. Нет, СМИ, конечно же, не мочили «Матерей» так уж откровенно — это было бы самоубийством. Наезды на жертв теракта едва ли нашли бы отклик в сердцах населения. СМИ действовали хитрее: писали свои статейки и снимали сюжеты, полные горести и сожаления, мол несчастные женщины, какое горе, но... аккуратно делали акцент на том, что они лишились рассудка. Вот вам в качестве примера один из таких материалов. Обратите внимание на то, что он начинается с нашей ключевой фразы «Вот так запросто можно сойти с ума»:
Людей, которые с плакатами от имени «Матерей» стояли в пикетах с поддержкой Грабового, и речи самой Дудиевой (которая к тому времени к «Матерям Беслана» уже не имела отношения) круглосуточно транслировали все СМИ, им посвящали целые передачи (например, «Человек и Закон»), везде выражая им сожаления и недвусмысленно намекая на то, что они не более чем выжившие из ума от горя женщины и верить им нельзя.
Уже второго октября Сусанна была с позором изгнана из «Матерей Беслана». Также «Матери» обнародовали официальное обращение, в котором заявили, что Дудиева была завербована спецслужбами и теперь занимается планомерной дискредитацией организации в лице общественности. Ни информации о ее изгнании из «Матерей», ни непосредственного обращения «Матерей» до общественности, впрочем, не дошло.
Если кто-то считает, что человека, убитого горем (Сусанна потеряла ребенка во время штурма школы силовиками), невозможно подкупить или завербовать иным способом, того можно назвать очень наивным человеком. Вербовали, вербуют и вербовать будут. Помните чувака, который во время громкого пожара в ТЦ потерял всю свою семью? Помните его пламенную антиправительственную речь на митинге? Ну что, вспомнили? Если да, то не забывайте вспоминать и о том, как после встречи с людьми из АП уже через несколько дней он сидел, улыбаясь во все 32 зуба, и пел власти осанну, и более того — даже в ЕР вступил. Всем же очевидно, что столь резкая перемена мировоззрения обусловлена тем, что с ним каким-то образом смогли договориться, чтоб воду не мутил. Дети умирают — это печально, но жизнь-то продолжается. И у этой жизни есть цена. Вот и весь секрет. Да, дорогой друг, все покупается и все продается, даже в таких случаях.
То же самое, судя по всему, произошло и с Сусанной. Впрочем, не факт, что ее именно купили. В таких ситуациях вполне вероятны и другие методы мотивации — могли и просто лапши на уши навешать: обмануть убитого горем человека — задача тоже не из трудных. Нет, это не мое мнение, это официальная позиция «Матерей Беслана»:
Это провокация, целью которой является дискредитация, и, как следствие, нейтрализация нашего движения. Это очередной спланированный властями и спецслужбами план ликвидации нашей организации путём психологического воздействия и давления на руководство комитета, возглавляемого Сусанной Дудиевой.
...
Сусанна сменила телефон, и мы не могли ей дозвониться все это врем. Когда приедет Сусанна, никто не знает. Наших женщин обрабатывает этот Грабовой, а люди здесь возмущены. Поэтому мы и решили собраться.
...
Все началось с телепередачи «Человек и закон», где демонстрировался сеанс целителя. На нем было больше тысячи человек, но показали крупным планом всеми узнаваемое лицо Сусанны Дудиевой. Это у всех создало впечатление, будто в комитете все неадекватные. После этого в Беслане на стенах зданий и на школе появились странные листочки с какими-то штрих-кодами. Эти штрих-коды якобы помогали оживить погибших.
...
Когда наши женщины едут в Москву и возвращаются со словами: «Наших детей воскресят», все думают, что мы все сошли с ума. А это значит, что нас вообще перестанут слышать. Что мы как серьезная сила, которая добивается наказания виновных, перестанем существовать. Все, чего мы добились за год, мы сейчас теряем. Мы смогли заставить власти с нами считаться. Мы им надоели, и нас решили нейтрализовать. Сначала пытались расколоть, вызвав к Путину десять человек в день траура, зная, что все остальные это осуждают. Но мы не допустили раскола. Теперь они решили выставить нас всех сумасшедшими и придумали эту ситуацию с Грабовым.
Так что, если ты помнишь, как «Матери Беслана» после трагедии обращались к Георгию Грабовому, чтобы он воскресил их детей, знай: тебя в очередной раз обманули. Такого никогда не было. Вся история была выдумана от начала и до конца, и участвовал в ней лишь один человек — та самая Сусанна (при поддержке политтехнологов из Кремля), в то время как остальная тысяча членов комитета беззвучно возмущалась, но официальные СМИ их стон лишь проглатывали. И главным заказчиком этой травли с превращением большой политической силы в сборище умалишенных теток являлся тот, кто нес наибольшие репутационные потери от деятельности «Матерей». Имя его, думаю, называть не стоит.