Опыт других стран. Полиция
Читая комментарии к прошедшим акциям протеста в Москве меня удивляет количество комментариев про опыт других стран от людей, совершенно не понимающих про что они говорят. Ну что ж, я попробую немного рассказать про опыт одной из стран в похожих ситуациях. Конкретно сегодня мы поговорим про Великобританию и ее столицу.
Небольшое отступление. Сравнение с французскими протестами совершенно некорректно, потому что в Москве не было баррикад из столов и стульев, хождения с кучей фаеров, поджогов палаток, автомобилей и даже банка, не было бросания бутылок, фаеров и зажигательных смесей в полицию.
Ну что ж начнем.
Свобода собраний и объединений
Как и в России, в Великобритании действует Статья 11 Европейской конвенции, которая охраняет свободу собраний и объединений. Так что теоретически подход к данному вопросу должен иметь много общего, но вот пара примеров, которые показывают разницу этих двух стран.
Раздача агитматериалов у метро является совершенно обыденным явлением и в большинстве случаев рядом вы не увидите ни единого полицейского, будь то политическая или религиозная агитация. У полиции всегда есть более важная работа. Тем более, что их число на душу насиление в 2 раза меньше и последние годы сокращается.
Проведение одиночных и групповых пикетов является совершенно нормальным и вас никто не заставит ехать в Кройдон или другие местные Люберцы вместо центра города. Встретить подобные пикеты можно и около Вестминстерского аббатства и рядом с высоким судом правосудия (Royal Courts of Justice). Оба места являются туристическими местами и количество проходящих мимо людей огромно. Рядом с Вестминстером очень часто можно увидеть людей агитирующих за проведение повторного референдума, в то время как рядом с судом можно увидеть небольшой палаточный лагерь.
Московский вариант гайд–парка довольно сильно отличается от оригинала. Начнем с того, что Лондонский гайд–парк находится в самом центре города, где проходит огромное количество туристов и местных жителей.
Ну и важнейшая разница, что русский уголок оратора это не место, где кто угодно и когда угодно может прийти и выступить с речью. Тут снова вам нужно получить одобрение властей, что в корне противоречит самой идеe этого места.
По итогам 2013 года была выявлена непопулярность Гайд–парков. Например, к октябрю на проведение мероприятий на площадке в парке Горького было подано около 200 заявок, а одобрено только 86.
Лондонский уголок оратора это совершенно другое место. Маркс, Ленин, Оруэлл и другие менее известные и совершенно разные люди имеют возможность прийти сюда вот уже более 150 лет без предварительных согласований.
Да и сам парк готов вместить огромное количество людей, желающих высказать свое мнение.
Марши
Покажалуй именно тут вы встретите самое большое количество полиции. Я был свидетелем нескольких маленьких маршей (до 100 человек) недалеко от Темзы и одного действительно большого шествия по центру города в десятки тысяч человек.
В первом случае я наблюдал порядка 20 полицейских и это выглядело довольно странно. Но в случае с большой акцией, полицейских стало не намного больше. Пара полицейских каждые 100 метров или вроде того. Во время гей–прайда, новогодних гуляний количество полиции точно так же невелико.
Итого
Большинство приведенных примеров я видел своими глазами и я прекрасно понимаю, что полиция в Великобритании выполняет свою основную деятельность — охрану правопорядка. Толпы омона, загоняющие людей в узкие коридоры лишь создают агрессию, но не пытаются предотвратить ее. Подобные ситуации есть и на акциях протеста и на стадионах. В Британии, известной своими фанатами, полиции на стадионе в последнее годы вовсе и нет. Есть лишь пара десятков невооруженных стюардов.
Я с трудом себе представляю ситацию, когда москвич или турист будет общаться с полицией, шутить, делать селфи в полицейской фуражке или даже в наручниках. В Лондоне же это никого не удивит. Хотелось бы, чтобы этот позитив был и в России.
Все ли тут идеально? Конечно же нет, но точно есть много вещей которым стоило бы поучиться.
Написал zer0hex на politota.d3.ru / комментировать