10 июля в России отмечался Днём воинской славы — День победы русской армии над шведами в Полтавском сражении.
прошедшего 10 июля в России отмечался Днём воинской славы — День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении. Победа русских войск над шведами при Полтаве явилась решающим эпизодом Великой Северной войны, длившийся с 1700 по 1721 год. Главное сражение за возвращение русских земель и выход к Балтийскому морю, в котором сошлись армии Петра I и Карла XII, состоялось 27 июня (8 июля) 1709 года.
В составе армии Карла ХII, помимо природных шведов, были немцы, австрийцы, фламандцы, финны, поляки, прибалты (литовцы, латыши, эстонцы) и даже итальянцы. Союзники — запорожцы, украинские казаки-мазепинцы, валашские отряды. В поход на Poccию отправился среди прочих и близкий родственник немецкого композитора И. С. Баха, в честь которого сам маэстро Иоганн Бах написал каприччо «На прощание с возлюбленным братом».
На момент Полтавской битвы Швеция была европейской сверхдержавой того времени с сильнейшей армией. Шведы контролировали всю Прибалтику, прибрежные земли Польши, Германии, Дании и России. У последней шведы отбили округу Кексхольм (с 1944 года — город Приозерск) и земли на берегах Финского залива и Невы. Под контролем Швеции находилась вся Финляндия. В 1660—1661 гг. шведы закрепили свои владения, подписав пакты с Польшей и Данией.
Возвращение русских земель у Балтики, основание Петром I в устье Невы города-крепости Санкт-Петербург (1703) и успехи русских в Курляндии (1705) побудили Карла XII принять решение после разгрома Августа II вернуться к действиям против России и захватить Москву. В 1706 году Август II потерпел тяжёлое поражение и лишился короны Речи Посполитой.
В июне 1708 года Карл XII начал поход против России. После отвоевания русским императором у шведского короля Ливонии и основания города-крепости Санкт-Петербург, Карл решил атаковать центр России и во чтобы то ни стало захватить Москву.
1708 год прошёл в столкновениях шведской и русской армий на территории княжества Литовского (сражения при Головчине, при Добром, Раёвке и Лесной). Осенью 1708 года гетман И. С. Мазепа изменил Петру и принял сторону Карла, заверив его в союзнических чувствах казачества к шведской короне. В марте 1709 года на сторону шведов перешли 7 тысяч казаков Запорожской Сечи.
Хотя далеко не все шведы поддержали союз Карла с Мазепой. В то время в Европе шведского Карла ХII считали защитником лютеранской веры. Естественно его подчиненные были не в восторге от того, что лютеранский король объединяется с православным Мазепой и его казаками. Но никто не решился ему перечить - это решение принимал только Карл ХII.
30 апреля 1709 года шведы подошли к Полтаве и начали осаду города, рассчитывая потом через это направление двинуться к Москве. На тот момент армия Карла насчитывала более 35 тыс. опытных солдат, прошедших пол-Европы. Полтавский гарнизон, состоящий всего лишь из 4 000 солдат и 2 500 ополченцев, успешно отбил несколько штурмов в ожидании подхода главных сил русской армии во главе с Петром. Расположившись на левом берегу реки Ворсклы, противоположном от Полтавы, Петр решился дать шведам генеральное сражение 16 июня.
В тот же день передовой отряд русского войска форсировал Ворсклу севернее Полтавы, обеспечив возможность переправы для всей армии.
27 июня русские полки нанесли сокрушительный удар по прославленной шведской армии - в 9 часов утра линия шведской пехоты атаковала русскую пехоту. Шведы были встречены сначала артиллерийским огнём, затем противники обменялись ружейным огнём, после чего начали ожесточенную рукопашную схватку.
Шведская кавалерия К. Г. Крейца поддержала атаку своей пехоты; 2 левофланговых русских батальона (Нижегородский и Гренадерский полк бригадира де Бука) вынуждены были стать в каре, но кавалерия Меншикова атаковала шведов во фланг, расстроив их атаку.
Воодушевляемое присутствием Карла ХII, правое крыло шведской пехоты яростно атаковало левый фланг русской армии. Под натиском шведов первая линия русских войск стала отступать. Напору противника поддались Казанский, Псковский, Сибирский, Московский (дивизии Л. Н. Алларта), а также Бутырский и Новгородский полки левого фланга дивизии А. И. Репнина. В передней линии русской пехоты образовался опасный разрыв боевого порядка... Петр I, который вовремя заметил это, взял 2-й батальон Новгородского полка и во главе его бросился в опасное место. Прибытие царя положило конец успехам шведов, и порядок на левом фланге был восстановлен.
Пока правый фланг шведской пехоты прорывал фронт русской армии, её левый фланг даже не вступил в соприкосновение с русскими. Напротив, русская пехота правого фланга генерал-лейтенанта М. М. Голицына (самые опытные гвардейские полки) атаковала шведскую пехоту и обратила её в бегство. Кавалерия шведского левого фланга вскоре также была обращена в бегство, при этом командир Нюландского кавалерийского полка полковник Андерс Торстенссон погиб, а генерал-майор Х. Ю. Гамильтон попал в плен.
Бегство пехоты шведского левого фланга обнажило центр боевых порядков. Русская пехота усилила напор на противника и линия шведов сломалась, разрывы между батальонами достигли 100—150 м. Фланги русской армии охватили боевой порядок шведов. Оба стоявших в центре батальона Уппландского полка были окружены и полностью уничтожены (из 700 человек к своим вышли только 11; погибли полковник Густав Шернхёк и подполковник Арендт фон Пост. В бою погибли также полковники Карл Густав Ульфспарре (командир Скараборгского полка), Густав Ранк (командир Кальмарского полка) и Георг Юхан Врангель (командир 2-го батальона Нерке-Вермландского полка).
Под натиском русских сил потерявшие строй шведы начали беспорядочное отступление, превратившееся к 11 часам в настоящее бегство.
Осознав неизбежность поражения, Карл XII под охраной драбантов и кавалерии генерал-майора Крейца бежал с поля боя, при этом охрана короля понесла большие потери. Здесь погиб историограф короля Густав Адлерфельт.
Добравшись до обоза в Пушкарёвке (где находились остатки кавалерии и верные Карлу XII казаки), шведская армия начала приводить себя в порядок. Здесь к армии присоединились два полка, которые вели осаду Полтавы ( где был убит командир Зёдерманландского полка полковник Габриэль фон Вайденхайм). Вечером шведская армия с королём бежала на юг, к переправе через Днепр.
По итогам битвы были взяты в плен шведские генералы Шлиппенбах, Роос и Гамильтон, фельдмаршал К. Г. Реншильд, генерал-майор Б. О. Стакельберг, принц Вюртембергский, командир Северо-Сконского драгунского полка полковник Густав Горн, командир Эстгётского полка полковник Андерс Аппельгрен, командир собственного драгунского полка полковник Нильс Юлленштерна. В руках русских оказались 137 знамён и штандартов, 1-й министр короля Карл Пипер с двумя государственными секретарями.
Одна из русских дивизий захватила 22 шведских стяга, в том числе 6 знамён лейб-гвардии и 2 штандарта конногвардейцев и драгунов Ельма.
Ещё звучали звуки боя, а Пётр I вновь построил свою армию и начал праздновать победу. Пленные шведские генералы были приглашены в праздничный шатёр; фельдмаршалу Реншильду и принцу Вюртембергскому даже были возвращены шпаги.
Также вечером в день баталии царь Пётр отправил в погоню несколько драгунских полков и Семёновский лейб-гвардии полк М. М. Голицына.
Карл XII, пытаясь выиграть время, направил навстречу своего генерал-майора Ю. А. Мейерфельдта с посланием вести переговоры о мире и об обмене военнопленными. Однако эта уловка задержала русских только на 2 часа.
Вскоре остатки шведской армии были настигнуты и блокированы у Переволочной. Здесь капитулировали и сдались более 16 тысяч человек, в их числе 3 генерала (Левенгаупт, Крейц и Крузе), 11 полковников, 16 подполковников, 23 майора, 1 фельдцейхмейстер, 12 575 унтер-офицеров и нижних чинов, а также большое количество некомбатантов.
Разоружение остатков армии Карла XII производилось в лагере русских войск под Переволочной на берегу Днепра - первой шла шведская лейб-гвардия. Пехотинцы отдавали честь мушкетами и опускали их на землю, после чего снимали с себя шпаги и патронные сумки. Кавалеристы бросали наземь литавры, штандарты, шпаги, палаши и карабины. По мере прохождения полков груда оружия, штандартов и амуниции росла, превращаясь в гору. Многие шведы при этом плакали...
Так описывает церемонию капитуляции шведский историк Петер Энглунд в своей книге «Полтава.Рассказ о гибели одной армии»: "Голодные, измотанные, деморализованные, в изорванных мундирах, солдаты Карла XII уже не могли и не хотели воевать". По впечатлению современника, «может быть, в целой истории не найдется подобного примера покорного подчинения судьбе со стороны такого количества регулярных войск».
Карл XII с Мазепой сумели бежать. Шведский король скрылся на территории Османской империи в Бендерах. Однако его отряд, направленный для установления связи со шведскими войсками в Польше генерала Крассова, был разгромлен под Черновцами русским отрядом, а генерал-квартирмейстер А. Гилленкрок попал в плен. В Полтавском разгроме потери шведов составили 9224 убитыми, в плен попали в общей сложности более 19 000 человек.
Потери русских составили 1345 человек убитыми и 3190 ранеными.
В братской могиле под Полтавой «Погребены бригадир Феленгейм, полковники Нечаев и Лов, подполковник Козлов, майоры Кропотов, Эрнст и Гельд, обер-офицеров 45, капралов и рядовых 1293, всего погребено 1345 человек».
Ранение получили генерал-лейтенант К. Э. Ренне, бригадир Я. Полонский, 5 полковников, 11 штаб- и 94 обер-офицеров. На поле битвы остались 22 представителя рода Врангелей.
При разгроме шведской армии было взято множество трофеев: «Лежат там штандарты и трубы, знамена и барабаны, мушкеты, пистоли и ружья, бомбарды, пики и копья», — сообщала опись трофеев Полтавы.
В документах упоминаются 65 возов со шведской амуницией, 32 орудия (пушки, гаубицы и мортиры), тысячи шпаг, карабинов, мушкетов, штыков, пик и пистолетов, более 300 мешков с порохом, 106 солдатских палаток, 2 кузницы и 1 аптека, бомбы, зажигательные снаряды, ядра и многое другое. Было захвачено два прапора гетмана-изменника Мазепы, пять булав и семь запорожских перначей (ударное холодное оружие), а также большое количество музыкальных инструментов — серебряные и медные литавры, барабаны, трубы, флейты, гобои.
Среди особых трофеев — королевский кабинет, драгоценности, войсковая казна, шпага, Библия, треуголка и полководческий жезл Карла XII, его походные носилки и боевой конь с богато украшенным турецким седлом. Весь огромный неприятельский обоз, брошенный бегущими шведами, в качестве военной добычи достался русским.
При разборе трофеев нашли несколько православных икон, обращенных шведами в шахматные доски. На виду всего войска потрясенный Петр со слезами на глазах приложился к поруганным святыням.
Непрерывно поступали в Походную канцелярию и данные о шведских военнопленных. Составлялись подробные ведомости с указанием имен, чинов, полков, дивизий; записывалась национальность каждого пленника ( в составе шведской армии Карла XII были боевые части почти со всей Европы).
В результате Полтавского разгрома шведы понесли невосполнимые потери. Более 9 000 человек были убиты, почти 19 000, в том числе весь генералитет взяты в плен. Армия Карла XII прекратила своё существование, а он сам и изменник Мазепа позорно бежали и скрылись на территории Османской империи. Триумфальная победа русского оружия переломила ход Северной войны в пользу России и стала концом господства и гегемонии Швеции как главной военной силы в Европе того времени.
.........небольшая часть трофейных шведских полковых знамён и стягов Карла XII, захваченных после разгрома армии Карла под Полтавой