Едва получив власть, команда Зеленского тщится переплюнуть самых ярых украинских националистов
В Киеве предложили лишить Россию даже имени
Советник президента Украины по политическим вопросам Никита Потураев в эфире канала Ukrlife. TV потребовал переименовать Россию в Московию, а русский язык на территории РФ — в российский. Киевский чиновник из команды Игоря Коломойского поднял скользкую тему, которую нужно хорошенько разобрать.
«Проактивная история»
Сам Никита Потураев — классический представитель новой силы, приходящей сейчас к власти на Украине. Выходец из Днепропетровской области, окончивший филфак Днепропетровского университета. Работал некоторое время на местном телевидении, а затем занял должность шеф-редактора на «Приват ТВ Днепр», находящегося под контролем кипрской компании Lacasti LTD, принадлежащей олигарху Игорю Коломойскому и его партнерам.
Некоторое время Потураев также числился советником в фонде олигарха Виктора Пинчука — зятя экс-президента Украины Леонида Кучмы. Затем — оказался в партии «Укроп». И по совместительству трудился в органах власти и местного самоуправления, в которых были «представлены интересы» команды Коломойского.
Теперь Потураев — официальный советник по политическим вопросам Владимира Зеленского, специалист-футуролог и кандидат в народные депутаты от партии «Слуга народа». Судя по всему, в новой власти он занимает далеко не последнее место и уже скоро может начать писать законы, по которым придется жить украинцам. Поэтому на его слова стоит реагировать.
Что, собственно, он заявил Ukrlife. TV? Во-первых, по его мнению, русский язык на Украине и русский язык в России — это разные языки. Поэтому русский на Украине нужно называть «русским», а русский в России — «российским».
Это обсуждать всерьез, пожалуй, не стоит. Попытка реализации подобной безумной идеи обречена на еще больший пшик, чем пресловутый «томос для ПЦУ» в исполнении Петра Порошенко. Мировое научное сообщество порою идет на сделки с совестью, но выделять группу говоров и суржиков в отдельный «язык» ни один уважающий ученый все-таки не станет.
Самое забавное в том, что в современном украинском языке прилагательное «русский» и так обозначается слово «росийськый». Поэтому любая попытка «языкового раздела» обречена на превращение в причудливую фантасмагорию.
Во-вторых, Потураев хочет «переименовать» Россию в Московию. «Почему мы боимся? Это же все проактивная история. Можем вообще на своих картах начать их называть Московия. Почему? Что нам мешает?» — вопрошает он.
При всей кажущейся анекдотичности, эта тема — куда серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Дело в том, что манипуляциям вокруг терминов «Россия» и «Московия» в целях ведения информационной войны уже не одна сотня лет. Своими корнями эта история уходит еще в эпоху Средневековья.
История вопроса
Страны «Московия», естественно, никогда не существовало. А само название являлось продуктом польско-литовской пропаганды.
К восточнославянским народам в Средние века с определенного момента было принято применять и политический термин «Русь». Откуда он взялся — достоверно неизвестно. Сторонники норманнской теории возводят его к скандинавскому roþ ~ ruþ (поход на гребных судах) и к финскому rōtsi, обозначающему шведов.
Те, кто поддерживают североиранскую гипотезу, вспоминают о живших в Восточной Европе во времена античности и раннего Средневековья роксоланах и слово ruk — «свет».
Существует и славянская гипотеза, связывающая «Русь» с корнем rуd, обозначающим красный либо рыжий цвет.
Все это осложняется существованием этнонима «руги», применяемого как по отношению к германским, так и к славянским народам. А также тем, что корень «ру (о)с» используется в топонимике как в Среднем Поднепровье (Рось), так и в районе Новгорода (Руса). Впрочем, объективно данная дискуссия к предмету нашего разговора имеет лишь косвенное отношение.
С IX века термин «русь» стал применяться по отношению к части элиты образовывающегося на восточнославянских землях государства (в социальном или этническом плане — не совсем ясно). А затем — и к самому их государству.
Важно отметить, что термина Киевская Русь исторически не существовало. Оно называлось просто Русью. И лишь современные историки стали прибегать к использованию названий «Древнерусское государство» или «Киевская Русь» (последнее — для того, чтобы отделить «киевский» этап существования государства от «новгородского» и «владимирского»).
В X — XI веках Русь пережила период централизации и быстрого роста. Основным направлением расширения Руси стало северо-восточное. Переселение из Поднепровья шло волнообразно — его пики пришлись на IX — X, XII — XIII и XIII — XIV века. Сначала древние русичи искали новые места для сбора дани. Затем осваивали земли под пашню и выпас скота. А в конце концов — бежали от монгольского разорения Поднепровья и последующих набегов кочевников.
Данные антропологии и генетики убедительно свидетельствуют о том, что большинство тех, кто сегодня живет в Москве, Воронеже, Рязани и Владимире — это потомки людей, обитавших на берегах Днепра и Десны веке этак в IX — X.
Центробежные процессы на Руси начались еще в конце XI столетия. А в XII — уже шли полным ходом. Киев постепенно стал сугубо формальным центром восточнославянской государственности.
В виду этнополитических процессов (движения кочевых народов, развития водного транспорта, ослабления Византии) значение пути «Из варягов в греки» быстро снижалось. А экономические пути, связывающие Восток с Западом, смещались на территории современной европейской части России, укрепляя города Владимир, а затем — и Москву.
Во второй половине XII столетия великие князья и вовсе убрали из Киева свою официальную резиденцию. Бывшая столица начала превращаться во второразрядный городок. А после монгольского разгрома и вовсе стала захолустьем. В середине XIII века в Киеве насчитывалось не более 200 домов, а окрестные села практически опустели. Согласно мнению части историков, в это время жизнь в северной и центральной части современной Украины почти полностью прекратилась.
Другие считают, что древнерусское население в Среднем Поднепровье очень сильно сократилось, но все же частично сохранилось. В любом случае, абсолютное большинство обитателей «ядра» Руси переселились на территорию современной России. Сюда сместился политический, экономический и культурный центр Руси. В 1299 году Киев лишился последнего символа былого могущества — на северо-восток была перенесена и резиденция митрополита.
На некоторое время на территории бывших юго-западных княжеств Руси расцвела галицко-волынская ветвь Рюриковичей — Романовичей, объединившая под своей властью земли современной Западной и Северной Украины (при этом, полностью суверенными Романовичи не были. И то мчались к Папе Римскому за короной, то целовали сапоги монгольским ханам).
Но в XIV столетии они полностью захирели, а их земли поделили между собой соседи. Галиция досталась польским королям, а все остальное — литовским князьям, которые еще раньше успели прибрать к рукам Белоруссию. Рюриковичи остались править только на территории современной России — в бывших северных и северо-восточных княжествах Руси.
В XIV веке основным центром русской государственности стала Москва, вокруг которой началось объединение восточнославянских земель, не попавших в зависимость от Литвы и Польши. В XV столетии было образовано централизованное Русское государство, которым продолжали править потомки Рюрика и Владимира Мономаха.
Здесь следует сделать важную ремарку относительно терминологии. Само название всех восточнославняских народов и их государства звучало как «Русь». В западных источниках к нему применялся термин — Russia, а в византийско-греческих — Ῥωσία или Рос (с)ия. С учетом того, что культурная традиция Русью была позаимствована именно в Византии, многие константинопольские литературные и деловые «шаблоны» прижились в Киеве. А затем — и во Владимире с Москвой.
В XIV веке термин «Росия» стал использоваться в кириллической письменности наряду с Русью. А в XV — XVI веках, с учетом окончательного падения Константинополя и началом фактического воплощения в жизнь концепции «Третьего Рима», византийская «транскрипция» слова Русь — Росия — победила в официально-деловой речи. Со временем стало принято использовать данный термин с удвоением «с».
Россия и Московия
А где же в этом место для пресловутой «Московии»? Тут все достаточно просто. Литовские князья, захватившие земли бывших юго-западных княжеств Руси, к Рюриковичам никого отношения не имели. И с точки зрения международно-правовых стандартов эпохи — «позарились на чужое».
Московские Рюриковичи никогда не скрывали намерения вернуть себе земли предков и восстановить общерусское единство. Тем более, что в реалиях XIV — XV веков Русь Киевская и Русь Московская являлась для остальных субъектов международного права единым государством с единой династией и единым названием.
Дмитрий Донской с полным правом мог заявить литовцу Ягайло, что Киев являлся резиденцией его прапрапра… дедушки. И что живут на Киевщине такие же русские люди, как сам Дмитрий.
Что оставалось делать литовцам, а затем — полякам (в XVI веке в период заключения Люблинской унии Литва передала территорию современной Северо-западной Украины Польше)? Им осталось придумать сказку о том, что у Москвы, мол, не больше, а то и меньше прав на южнорусские земли, чем у них самих.
Однако данные измышления выглядели бы комично на фоне того, что страна сохраняла даже единое название. Поэтому начиная с рубежа XV и XVI веков литовские (а затем и польско-литовские) власти дали установку своим подданным использовать искусственно придуманный термин «Московия» (кальку с названия самого города Москва в некоторых европейских языках). А вот термин «Руссия» или «Русское воеводство» поляки и литовцы стали применять на картах и в документах по отношению к бывшим западным и юго-западным княжествам Руси.
Польско-литовский замысел сработал не слишком эффективно. В североевропейских странах и Священной Римской империи по отношению к владениям великих князей московских и русских царей использовался термин «Руссия» или «Россия». В других государствах попеременно писали, то Россия, то Московия. Причем, часто специально уточняли, что московиты и русские — это одни и те же люди. Например, голландский путешественник Николаас Витсен, написавший в XVII столетии свое «Путешествие в Московию», использовал параллельно термин Россия, и четко обозначал ее жителей, как русских. Ту же самую картину мы можем наблюдать в «Описании путешествия голштинского посольства в Московию и Персию».
Собственно, когда казаки Богдана Хмельницкого, которого современные украинские деятели считают своими предками, просились в состав России, они присягали не Московии, а «Православному Великия России Царю».
Тут следует отметить, что в составе польско-литовского государства Речи Посполитой, предкам нынешних украинцев (которых, все вокруг считали тогда такими же русскими людьми, как и жителей Москвы) жилось очень плохо. Юридически они были лишены любых человеческих прав. Их можно было совершенно безнаказанно пытать, убивать, насиловать, превращать в рабов, отнимать у них любое имущество.
За примерами далеко ходить не нужно. Мелкая польская шляхта спокойно разграбила поместье Богдана Хмельницкого — человека благородного и имевшего огромные военные заслуги. Его среднего сына при этом жестоко избили (возможно, до смерти — так как в исторических документах о нем больше не упоминается). А жену Гелену увезли — и выдали замуж за поляка. Когда же Хмельницкий попытался возмутиться по этому поводу, его еще и посадили в тюрьму…
Как жилось обычным крестьянам — можно только представить. Судя по данным исторических источников, разрезать восточнославянского крестьянина на части или сварить заживо его ребенка в котле было для просвещенных европейских панов обычным развлечением.
Таким образом, господин Потураев предлагает сегодня использовать фейковую терминологию, придуманную теми, кто насиловал, грабил и пытал его предков. Это, конечно, как минимум, глупо и морально уродливо. Однако на фоне тотального безумия, царящего в Киеве, данный бред могут на самом деле попытаться воплотить в жизнь. Ведь если раньше подобные идеи исходили от маргинальных политических объединений вроде «Радикальной партии» Олега Ляшко, то теперь об этом заговорили технологи политической силы, претендующей на абсолютную власть в стране.
Учитывая наличие у Зеленского «американской крыши», к акции гипотетически способны присоединиться и некоторые западные страны. Звучит все это, на первый взгляд, гротескно. Но может дать определенный пиар-эффект. Поэтому уже сегодня России нужно переходить в информационное наступление. И стараться доносить как до жителей Украины, так и до международной общественности, как все было на самом деле.
На нашей стороне — историческая правда. Однако, несмотря на это, ряд информационных битв мы уже проиграли…