«Это касается каждого». Как сделать город безопасным для детей?
Этот показатель несколько ниже, чем в предыдущие годы, однако когда дело касается человеческой жизни и тем более здоровья детей, даже 1 погибший — это очень много.
Дети гибнут не только из-за ДТП, но из-за других несчастных случаев, наркотиков, суицидов. В школе № 2098 имени Доватора прошел круглый стол вместе с экспертами, властями, организаторами волонтерских движений и родителями, чтобы выделить главные угрозы безопасности детям в современном городе и попытаться найти им решение.
Город за безопасные дороги
Директору московской школы постоянно приходится сталкивать с несчастными случаямисреди детей, говорит директор школы № 2098 Надежда Перфилова. «В 2014 году две девочки попали под колеса мотоцикла. Дело было в июне, между двумя ЕГЭ. Без ЕГЭ детям сейчас невозможно поступить в университете, поэтому одну из пострадавших девочек родителям и учителям пришлось буквально на носилках носить на экзамены», — рассказывает она.
Спустя некоторое время, когда на том же переходе под колеса автомобиля попали еще две ученицы (одна из них спустя три года умерла от полученных травм, другая год обучалась на дому), директор решила действовать. В 2014 году она основала движение «За безопасность детства».
«Мы начали инспектировать пешеходные переходы, — рассказывает Перфилова, — Вместе со специалистами мы обошли их все в нашем районе. Смотрели, достаточно ли возле "зебр"предупреждающих знаков, есть ли светофоры, оборудованы ли переходы лежачимиполицейскими. Мы создали карту района, на котором отметили наиболее проблемные места, потом добивались от городских властей их модернизации».
К счастью, власти реагировали оперативно. «Спасибо совету городских депутатов и ГБУ "Жилищник", что они нам всячески помогали», — говорит Перфилова. За пять лет в районах Дмитровский, Бескудниковский, Западное и Восточное Дегунино по программе «За безопасность детства было обустроено 23 пешеходных перехода, установлено 59 лежачих полицейских и 7 светофоров.
Другой проблемой стали детские площадки. «Мы осматривали те, что находятся в нашем районе, и далеко не всегда они соответствуют всем критериям безопасность. На некоторых старые неустойчивые конструкции, нет ограждений. Легко представить ситуацию: мяч вылетает с площадки на проезжую часть, ребенок бежит за ним и вот он уже оказался под колесами машины», — говорит Перфилова.
За пять лет с подачи «За безопасность детства» и при помощи властей было модернизировано 212 старых игровых площадок, построено 20 новых и выставлено 8000 метров ограждений. «Однако эта работа не должна останавливаться, — замечает директор, — В некоторых местах ограждения снова смяты. За площадками и переходами нужно следить, устранять неисправности».
В результате в районах удалось значительно снизить число ДТП с детьми. Движение «За безопасность детства» заметила даже уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова. «Естественно, у нас нет самоцели замкнуться на наших районах. Московская городская дума очень внимательно следит за этими проблемами. И мы были бы рады, если наш опыт использовался по всей России», — сказала «АиФ» Надежда Перфилова.
«Многие проблемы безопасности можно решить воспитанием в семье»
Однако, чем больше директор школы погружалась в проблему, работая со школьниками и общаясь с их родителями, тем больше она понимала, что работы непочатый край. И опасность для детей исходит отнюдь не только от дорог.
«Многие проблемы вытекают из детской психологии. Был случай, когда мальчик, который не умел плавать, прыгнул в пруд вслед за другими детьми и утонул. Он боялся, что его засмеют, если он скажет, что не умеет плавать. Т.е. многие трагедии происходят из детских комплексов, взросления. Никто не отменял и традиционные проблемы, например детскую наркоманию, суицидальные настроения среди молодежи», — говорит Перфилова.
Многие проблемы, связанные с детской безопасностью можно решить только комплексными мерами, уверена Армине Воронова, вице-президент Ассоциации практических психологов и коучей, научный сотрудник Психологического института Российской академии образования. Среди этих мер — и обучение родителей.
«Часто родители стараются готовить своего ребенка к опасностям. Рассказывают ему, что делать можно, чего лучше не надо, как себя вести во время ЧП. Однако ребенок в силу своего возраста может проигнорировать эти наставления и все равно попасть в беду. Или они могут делать какие-то вещи из конфликтов в семье. Ребенок, уверенный в себе, чувствующий поддержку семьи, точно не среагирует на предложение о наркотиках. Неуверенные в себе родители воспитывают таких же неуверенных детей», — говорит Воронова.
Многие же родители и сами не знают простейших навыков в экстренных ситуациях, говорит Екатерина Протопопова, генеральный директор благотворительной организации «Мария мама», которая проводит бесплатные мастер классы по оказанию экстренной помощи. «Пока это не касается людей лично, они не обращают на этого особого внимания. В обычной семье считается, что на это не нужно тратить время», — говорит она.
По словам Протопоповой, она бы и сама возможно никогда не занялась этой темой, не коснись это ее семьи. «Мой восьмилетний ребенок однажды подавился за столом и начал задыхаться. Рядом было четверо взрослых, но никто не знал, что делать. Я только в последний момент случайно успела сделать правильные действия», — вспоминает она.
В таких случаях все решается в считанные минуты, говорит Протопопова. «Скорая просто не успеет доехать. Поэтому важно знать основы оказания экстренной помощи. Важно научить этому и детей и родителей».
«Родителям нужно рассказывать про возрастные кризисы и про то, как их грамотно преодолевать, как учитывать индивидуальные особенности детей, как выстраивать доверительные отношения с ребятами», — считает Воронова.
Как бороться с детской наркоманией?
Еще одна страшная проблема — это детская наркомания. В 2017 году Владимир Путин приводил статистику, что наркоманов среди подростков стало на 60% больше, чем пятью годами ранее. С тех пор ситуация сильно не изменилась.
Как рассказал замначальника отдела по контролю за оборотом наркотиков УВД по САО Москвы Юрий Простак, наркобизнес тоже идет в ногу со временем. Купить наркотики теперь можно через интернет, чем подростки активно пользуются. Госдума принимают разные законы, Роскомнадзорблокирует сайты, однако пока это не приносит нужного выхлопа. Меняется и система сбыта. Если раньше наркотик можно было купить у людей, то теперь товар закладывают в условном месте. Поэтому дети могут легко получить наркотики.
«Оборот наркотиков — это прибыльный бизнес. И как бизнес, он строится на законах экономики — если есть спрос, то всегда будет и предложение, — говорит Юрий Простак, — Мы можем и будем ловить наркодиллеров, но на их место просто придут новые пока будет существовать спрос. Поэтому мы со своей стороны всячески поддерживаем проекты, которые помогаютбороться со спросом на наркотики, в том числе и со стороны молодежи».
Как сделать вопросы безопасности привлекательными?
«Ведущая причина любого ЧП с ребенком — это он оставлен без внимания», — считает Вадим Мельников, директор экспертного центра «Движение без опасности». Кроме того, обучающим материалам про безопасность детей не хватает яркости, люди этим совсем не интересуются, пока это не коснется их. «Зачем нужен английский язык или математика, родители понимают. И учебники по ним яркие, привлекающие внимание, дети сами тянутся к ним. Точно такими же должны быть и обучающие материалы по обеспечению безопасности детей», — говорит эксперт.
По его словам, нужно делать привлекательную социальную рекламу. Например, в подмосковном отделении МВД в рамках программы по обеспечению детской безопасности на дорогах подошли к процессу творчески — сделали ролик с нарезкой видео, где дети попадали под колеса машин. Зрелище не для слабонервных, но оно сработало. Родители с круглыми глазами смотрели эти ролики, а потом массово записывали на семинары по безопасности в подмосковное ГИБДД.
«Другой пример — делать вещи, которые полезны в быту. Например, на пакеты для сменки в школе клеить светоотражающие ленты. Браслеты детские с этой лентой делать. И красиво, и удобно, и на дороге позволит машине ребенка заметить в темное время суток», — отмечает Мельников.
«Конечно, нужно задействовать все возможные ресурсы, — говорит "АиФ" Надежда Перфилова, — Мы, например, рассматриваем возможность сотрудничества с блоггерами, которые популярны у детей, чтобы они тоже участвовали в программах и рассказывали о безопасности, о вреде наркотиков своей аудитории. И это только одно из направлений нашей работы. Сделать еще предстоит очень много, и эта работа никогда не должна заканчиваться».