Наталья Карасёва: «В основе образования должна лежать система ценностей»
Учителей-предметников можно готовить на базе педколледжей
Наталья Геннадьевна, я знаю, что Ольга Васильева поставила перед педагогическим сообществом довольно серьезные задачи. О чем именно она говорила?
Речь шла о том, что в ближайшее время необходимо обеспечить вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. И, пожалуй, впервые за многие годы заговорили о важности формирования личности будущего учителя, о необходимости внедрения новых стандартов и новых точек роста педагога. Кстати, о важности серьезных изменений в системе образования говорил и Владимир Путин в майском выступлении перед правительством.
Меня особо порадовало, что Ольга Васильева в своем докладе отметила важность работы педагогических колледжей и тот факт, что именно они «закрывают» большинство болевых точек в образовании. А ведь еще три года назад на такой же конференции говорили о необходимости исключительно высшего образования для педагогических кадров. Но сегодня ставка делается на практико-ориентированное обучение, получить которое можно в педагогических колледжах. Мы нацеливаем наших студентов на работу в школе, и 75% из них впоследствии трудоустраиваются по специальности.
Но ведь педколледжи готовят ограниченный контингент – учителей для начального звена, воспитателей дошкольных учреждений, физкультурников…
К сожалению, это так. Посмотрите на результаты международных мониторингов: Россия по-прежнему лидирует по качеству дошкольного и начального образования. А вот в среднем звене мы начинаем заметно сдавать. Причин здесь несколько, но главная – острая нехватка педагогических кадров. По статистике, 48% российских школ недоукомплектованы кадрами, не хватает учителей-предметников.
Вы считаете, что учителей-предметников нужно готовить на базе педагогических колледжей?
Это неплохая идея, продуктивность которой, кстати, уже подтверждена историческим опытом. Вы знаете, что после войны страна столкнулась с невиданным дефицитом педагогических кадров. И тогда было принято очень мудрое решение: выпускникам педагогических колледжей предложили программы ускоренного обучения по специальностям: «Учитель русского языка и литературы», «Учитель математики», «Учитель иностранного языка». Все они продолжали обучение, оканчивая заочные и вечерние отделения вузов. Учителя начальных классов становились математиками, физиками, биологами… Таким образом кадровый вопрос был снят буквально за несколько лет.
Педагоги уходят из-за перегрузок и низких зарплат
Особенно остро кадровую проблему ощущают сельские школы. Но даже если мы подготовим достаточное количество учителей-предметников, поедут ли они работать в глубинку?
Печальный факт, но, скорее всего, нет. Этого не будет до тех пор, пока мы не введем программы целевого обучения в среднем профобразовании, предоставления образовательных кредитов, подкрепленных необходимой законодательной базой и финансированием. Вы знаете, многие наши студенты, приехавшие из районов, просятся на практику в свои школы. Но, отработав ее, больше не возвращаются. Нам часто звонят директора и сетуют, что вот, мол, обещала ваша выпускница, но не осталась. И это не удивительно: современная молодежь ощущает себя абсолютно свободно и поступает так, как считает нужным. Но если бы какой-нибудь девочке из глубинки с самого начала оказывали материальную и моральную поддержку, если бы договор был подкреплен юридически, то она, скорее всего, осталась бы.
Некоторые не то что в глубинке не хотят работать – они из больших городских школ бегут. Устраиваются кем угодно, лишь бы не возвращаться…
Действительно, многие учителя уходят из школ, проработав два-три года. Уходят из-за колоссальных перегрузок и низкой зарплаты. Это два страшных бича современного российского образования, и если мы их не решим, то никаких изменений не будет. Учителя завалены бумажной работой, к ним предъявляют огромные требования. Зарплата при этом невелика, и, чтобы заработать достаточно, они берут большое количество часов. Многие, особенно молодые, не выдерживают.
В нашем колледже есть практика ежегодного мониторинга первокурсников и выпускников. Мы сравнили результаты этих исследований за 2015-й и 2018-й годы. Если в 2015-м 14% студентов отметили возможность карьерного роста в учительской профессии, то сейчас этот показатель – 0%. Три года назад 70% ребят считали учителя уважаемым человеком, сейчас – 4,8%. Подобные исследования отражают негативные процессы, происходящие в нашем обществе. Сегодня многие студенты вынуждены подрабатывать, при этом они обеспечивают не только себя, но и помогают семьям. Еще совсем недавно такого не было. С детей как будто сняли розовые очки. И вернуть их будет очень и очень непросто.
Российские школьники раздражают заграничных сверстников и учителей
Есть еще одна проблема в образовании, о которой много говорят, но никаких конкретных шагов пока не предпринимают. Речь идет о возвращении воспитательной работы в школу. Почему, на ваш взгляд, это важно?
Одно из предложений экспертов Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики – «Современное содержание школьного образования: грамотность, воспитание и универсальные навыки для всех». Образование, так же как и его результаты, – это не только и не столько предметное обучение, это и воспитательная работа, в которую входит поддержка личностного развития, передача позитивных социальных навыков и установок, помощь во взрослении. Особую актуальность приобретает формирование у школьников так называемых навыков XXI века. Речь идет о коммуникации, креативности, критическом мышлении, командной работе.
В современной же школе во главу угла чаще ставятся персональные достижения. От учеников всё время требуют жить по принципу «быстрее, выше, сильнее», но конкуренция нужна не всем.
Стремление наших детей быть лучше, выделяться во всём очень бросается в глаза, если они переезжают за границу. Они постоянно тянут руку, стараются быстрее других ответить на вопросы, чем вызывают раздражение одноклассников и учителей. Но разве это их вина, если им приходилось с малых лет жить в такой среде? Педагогам приходится разговаривать с родителями, объяснять, что человеку, который стремится быть во всём первым и показывает, что он лучше других, будет сложно найти друзей и адаптироваться в обществе. Но это на Западе, а для нас конкуренция во всём и всегда – пока данность...
Но ведь в учреждениях среднего профессионального образования воспитательная работа всегда была поставлена во главу угла. И ваш колледж являет тому самый яркий пример…
Действительно, мы придаем воспитательной работе огромное значение. К нам приходят самые разные дети, из разных школ. Многие, несмотря на хорошие аттестаты, совершенно не развиты. Наши педагоги работают с ними с самых первых дней, постоянно разговаривают, интересуются проблемами, общаются в социальных сетях. Доверие – вот одно из ключевых слов в педагогике, это сама суть воспитательной работы. Потому что если ребенку не нравится учитель, он никогда не будет хорошо знать его предмет. И еще я думаю о том, сколько трагедий, в том числе недавнюю трагедию в Керчи, можно было бы предотвратить, если бы педагоги больше интересовались своими подопечными…
Мы стараемся, чтобы каждый студент был на виду, стараемся всех привлечь к командной работе, учим жить в коллективе, учим состраданию. Например, наши студенты очень ответственно и сочувственно занимаются с детьми-аутистами, студенты физкультурного отделения регулярно судят соревнования с участием детей-инвалидов. Мы внедряем современные технологии, и это прекрасно. Но в основе всякой образовательной технологии должна лежать система ценностей. Этика – основа обучения. По моему глубокому убеждению, российское образование только тогда добьется успеха, когда во главу угла будет поставлена личность – как учителя, так и ученика.