Предупредить и протестировать. Как в Москве защищают горожан от ВИЧ
Остановить эпидемию ВИЧ можно только общими усилиями – государства и всех неравнодушных людей. На днях региональная общественная организация помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, «Центр +», получила грант мэра Москвы на реализацию своего проекта «Мост». Активисты и волонтёры работают на базе Московского городского центра СПИДа с 2009 г. На их счету – сотни спасённых людских судеб.
Как сегодня государство может сотрудничать с социально ориентированными организациями, чтобы остановить распространение угрозы?
Об этом «АиФ» побеседовал с председателем координационного совета Всероссийской общественной организации «Объединение людей, живущих с ВИЧ», руководителем «Центр +» Владимиром Маяновским.
Достучаться до всех
Юлия Борта, «АиФ»: Владимир, название вашей организации говорит само за себя. Государственный столичный центр плюс общественники. Получается, друг без друга не обойтись ни тем ни другим?
Владимир Маяновский: Безусловно! Сдержать эпидемию можно только сообща. При этом у каждой стороны свой фронт работ. Первичная профилактика – предупреждение населения об опасности ВИЧ-инфекции, о рисках заражения и правилах безопасного поведения, бережном отношении к своему здоровью – это функция государства. Равно как и лечение. Власти города закупают дорогостоящие препараты для антиретровирусной терапии, организуют работу городского СПИД-центра, в котором можно получить всю современную медицинскую помощь.
Но ведь есть и другой пласт деятельности – профилактика среди групп риска и работа с теми, кто уже получил положительный диагноз. Как достучаться до потребителей инъекционных наркотиков, работников сферы коммерческого секса, мужчин, практикующих сексуальные отношения с партнёрами мужского пола? Как убедить если не отказаться от рискованного поведения, то хотя бы регулярно проверяться, сдавать анализы? Как объяснить, что, если уж человек получил ВИЧ-инфекцию, надо регулярно принимать препараты? Ведь такие люди зачастую не ходят по врачам, не верят прессе. Они живут сегодняшним днём. Как найти к ним тропинку? И вот здесь как раз могут помочь общественные организации. Ведь в числе их сотрудников немало людей, которые уже прошли свой трудный путь от принятия положительного диагноза до возвращения к нормальной жизни. И именно их пример действует убедительнее всего. Мы помогаем организовать школы пациентов с ВИЧ-инфекцией, где с каждым человеком работают сразу три специалиста – врач (объясняет аспекты течения болезни и лечения), психолог, который помогает справиться с душевными переживаниями, найти в себе ресурсы бороться с болезнью, и, что важно, равный консультант. Это человек, который сам уже давно живёт с ВИЧ, принимает терапию, рассказывает о своём позитивном опыте лечения.
Мы работаем на базе Московского городского центра СПИДа почти 10 лет. Нам предоставляют помещение, поддерживают наши начинания. И вот это всё приносит свои плоды.
Помощники врачам
– Выходит, государство понимает значение работы общественных организаций в области борьбы с ВИЧ-инфекцией? Порой из сообщений в Интернете создаётся обратное впечатление: активисты пытаются чем-то заниматься, а государство их не только не замечает и не помогает, а ещё и палки в колёса вставляет.
– Это неправда. Волонтёры нашей организации уже немало людей привели на лечение в СПИД-центр, и всем оказывается помощь. Никакой дискриминации в отношении нас нет. Как обратить на себя внимание? Да просто надо активно работать. Если волонтёры пытаются помогать другим, привлекают других к своей деятельности, организация начинает работать официально, ставить перед собой какие-то цели. Нет никаких сомнений, что если вы занимаетесь тем, что идёт на пользу всем, то вас всегда заметят и поддержат. И наш опыт, признание в виде гранта мэра города это подтверждает. К слову, Москва была одним из лидеров среди региональных и мировых столиц, где власти стали активно привлекать к решению проблемы НКО.
– В чём принципиальный смысл сотрудничества государства и общественных организаций?
– Всё просто. Есть то, что могут сделать только медицинские организации: предоставить лечение, контролировать терапию, выписывать бесплатные лекарства, оказывать любую профильную помощь. Никому из обратившихся врачи не откажут. Но есть люди, которые не доходят до СПИД-центров, не хотят тестироваться и лечиться. Более того, отрицают вообще сам факт существования ВИЧ-инфекции (так называемые ВИЧ-диссиденты и их последователи). И вот здесь выступают на первый план общественные организации, занимаясь просветительскими мероприятиями, убеждая людей тестироваться, а также организуя социальное сопровождение для пациентов с ограниченными физическими возможностями (доставка в медучреждение и т. д.).
Если всем давать таблетки, к сожалению, победить инфекцию нельзя. А если только мотивировать на здоровый образ жизни, отказ от рискованного поведения и не заниматься лечением – тоже ничего не получится. То есть врачи знают, как лечить, и лечат. А мы людей к ним приводим и объясняем, что это необходимо.
Проще говоря, некоммерческие организации могут стать хорошими помощниками государству, чтобы попытаться остановить, победить, не дать развиться эпидемии.
Три пути для вируса
– Часто звучит мнение, что в России нет действенной профилактики ВИЧ, что эпидемия разрастается. Верно ли это для Москвы?
– Москва – это мегаполис, где уже по определению концентрируются люди, приезжие, у которых есть ВИЧ. И при всём при этом столица – вовсе не лидер по распространению ВИЧ-инфекции среди всех регионов РФ. Это говорит о том, что действуют эффективные профилактические программы работы с населением на фоне доступности тестирования на ВИЧ-инфекцию. Мы сами регулярно проводим лекции и семинары, организуем множество программ. Нужно, чтобы человек знал: если обнаружена инфекция, то надо лечиться. Тогда велики шансы прожить долгую полноценную жизнь, в том числе родить здоровых детей. А профилактики, наверное, всегда будет казаться мало, пока будет появляться хотя бы один новый ВИЧ-инфицированный.
– Но тем не менее, хотя врачи и наука смогли сделать многое, недооценивать ВИЧ нельзя, инфекция по-прежнему опасна.
– ВИЧ-инфекция передаётся только тремя путями. Других нет. Первый – через кровь, второй – половые контакты и третий – от матери к ребёнку во время родов и кормления грудью, если мама имеет ВИЧ-инфекцию. Ни с укусами комаров, ни с поцелуями передать вирус нельзя. Если человек регулярно лечится и вирус не определяется в крови (нулевая вирусная нагрузка), он перестаёт быть опасным для окружающих, он практически не может передать заболевание партнёру и близким. Страшнее, когда человек не знает, что у него ВИЧ-инфекция, и живёт спокойно своей жизнью, имеет несколько половых партнёров. Тогда риск передачи сильно возрастает. Думаю, что секрет успешного противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции в Москве – активное выявление инфицированных лиц.
Безусловно, важно духовное, нравственное воспитание молодёжи, мотивация к тому, чтобы вести здоровый образ жизни, заботиться о своём здоровье с детства. Но, к сожалению, в любой стране и любом городе есть и наркотики, и секс-услуги... Многие сами прекращают рискованное поведение, но, увы, когда уже узнают, что у них ВИЧ-инфекция. Особенно если им помогли в больнице и вытащили с того света. А благодаря программам профилактики, когда начинаешь разговаривать с такими ребятами и девушками, очень многих удаётся и остановить, пока не поздно, и на реабилитацию направить. У нас в центре есть сотрудники, которые ещё 5 лет назад, можно сказать, погибали, и никто не взялся бы предположить, что они смогут выбраться. Сейчас они живут нормальной жизнью, создали семьи, родили здоровых детей. За годы проекта мы имели дело с сотнями подобных случаев. Последнего человека на реабилитацию я лично отправил неделю назад.
– А как быть с ВИЧ-отрицателями? Был случай, когда мама, начитавшись в Интернете мифов, отказывалась лечить дочку, и та погибла.
– Матерей жалко, ведь они в данной ситуации жертвы. Начитавшись в Интернете чепухи о том, что ВИЧ-инфекция – миф, что детей в любом случае надо кормить грудью, даже если мать инфицирована, и т. д., они всё равно рано или поздно попадают в больницу и умирают. Я считаю, что надо очень жёстко пресекать и наказывать тех, кто такие идеи пропагандирует и ведёт людей к гибели. Ведь сами эти лжеучёные ВИЧ-инфекции, как правило, не имеют.