Почему в Архангельске не рады московскому мусору
Великая река Лена несет свои воды в Северный Ледовитый океан далеко на востоке от Архангельска. А по Ленскому району течет небольшая речка Шиес, название же свое район получил от небольшого села Лена — там сейчас меньше пятисот жителей. Да и во всем районе живет всего 11 тысяч человек — по одному на квадратный километр. Ни единого города. Тишь. Безлюдье. Тысяча километров от областного центра.
Здесь-то, в 20 километрах от ближайшего жилья, и планируется построить полигон «Шиес» — его по-модному называют экотехнопарком, но суть от этого не меняется. С 2020 года на протяжении 20 лет сюда будут ежегодно свозить полмиллиона тонн мусора из Москвы.
500 тысяч тонн — это 6-7% отходов, которые генерирует столица: вроде и не так много, но все же частичное решение наболевшей проблемы. Никакого вреда экологии, по мнению инициаторов проекта, не будет: на территории московского региона мусор спрессуют в брикеты, упакуют в нерастворимую оболочку и только после этого направят на место захоронения. Срок безопасного хранения — минимум 30 лет: более долгих испытаний этой технологии, которую предоставят германские и шведские партнеры, просто не было.
Финансовая составляющая вопроса такова: Архангельская область получит порядка 10,5 млрд рублей — как в качестве прямых перечислений из московского бюджета, так и через налоги. Это 500 миллионов в год — менее одного процента доходной части региона, которая составляет в текущем году 67 млрд рублей. Таким образом, об острой материальной заинтересованности архангелогородцев речь не идет. Хотя часть этих денег, которая достанется Ленскому району, будет весьма ощутимой для него.
Энтузиасты захоронения мусора на севере напоминают, что в Корее крупнейший полигон находится в 30 километров от мэрии Сеула, а в Италии одно из главных захоронений мусора — в 18 километрах от мэрии Рима. За московскую мэрию, подчеркивают они, можно не беспокоиться: даже по прямой линии от Шиеса до Тверской, 13 (адрес столичной мэрии — прим. Царьграда) — 946 километров.
Фото: www.globallookpress.com
К тому же «Шиес» — это высокие по местным меркам зарплаты (в среднем 44 тыс. руб./мес.) для пятисот человек, это более чем существенно для безлюдного района. К тому же сюда будет свозиться и архангельский мусор, что позволит закрыть другие местные свалки.
Вот только несознательные жители области начали протестовать. Не нравится им ни складирование московского мусора, ни вырубка примерно 300 га лесных угодий (300 гектаров — это примерно квадрат со стороной 17,3 км). Москвичи пока не в курсе ситуации, хотя им тоже есть над чем задуматься: из-за стоимости транспортировки вывоз мусора может оказаться поистине золотым: по железным дорогам до станции Шиес — почти 2 тыс. км.
Специалисты же несколько наивно указывают на то, что действующее законодательство прямо запрещает подобные сделки.
Руководитель токсического отдела «Гринпис России» Алексей Киселев рассказал Царьграду:
Насколько я помню, ни в территориальной схеме города Москвы, ни в территориальной схеме Архангельской области ввоз и вывоз отходов в другие регионы не предусмотрен. В Москве, правда, есть вывоз за территорию города, в Московскую область. Поэтому чтобы начать осуществлять такие планы, надо изменять территориальные схемы.
«Не исключено, что при изменении территориальных схем необходимость строительства такого объекта исчезнет сама по себе, — считает Киселев. — Потому что я не помню большей глупости, чем таскать за тысячу километров кипованные несортированные отходы. Во-первых, это дорого, во-вторых, преступно по отношению к экологии. У Москвы есть все возможности вообще ничего из города не вывозить, а мы тут придумываем какую-то ересь. Москва — удивительный город: если он просто включит голову, то, используя существующую инфраструктуру, сможет стать русским Сан-Франциско за пять, максимум десять лет, вместо того чтобы где-то в Шиесе что-то строить. Москва имеет все на своей собственной территории».
М. Шингаркин. Фото: Телеканал "Царьград"
Бывший депутат Госдумы, известный эколог и политик Максим Шингаркин обращает внимание на экономический аспект проблемы:
10 миллиардов за 5 миллионов тонн (тогда речь шла о десяти годах проекта — прим. Царьграда.). Получается по два миллиона за тысячу тонн, две тысячи рублей за тонну. Это очень дешево. Вы точно приводите цифры? Это фактически себестоимость захоронения. Это не плата, это затраты.
Далее Шингаркин отметил, что «прежде чем решать вопрос о каком-то размещении отходов, надо прочесть федеральный закон, где четко написано, что запрещено размещать отходы, которые не подверглись разделению, где не было раздельного сбора. И чтобы построить в Архангельской области объект хранения на 500 тысяч тонн в год, в Москве, в наших дворах, домах должны быть построены комплексы по раздельному сбору отходов, по отдельной доразборке отходов в размере 500 тысяч тонн».
«Но и этот объем — ни о чем, — продолжил эколог. — Москвич в год выбрасывает 500 кг мусора. То есть это относительно небольшой объем, всего с миллиона москвичей. Это даже нельзя назвать продажей мусора, Архангельск же не покупает его для последующей переработки. Нельзя купить мусор за тысячу километров. Мусор подлежит переработке максимально близко к месту его образования. Вести на большие расстояния не спрессованный мусор слишком дорого, а как только вы спрессовали мусор, он испортился, его нельзя рассортировать».
Что-то было бы возможно сделать при раздельном сборе, но он начинается с затрат на инфраструктуру, на строительство комплексов переработки в местах образования мусора, в инвестировании в современные перерабатываемые товарные упаковки. С этого надо начинать, — уточнил Шингаркин. — Тратить деньги на захоронение, не решив эти вопросы, — непрофессионально. И наши законы этого не позволяют делать.
* * *
Как видим, по экотехнопарку пока больше вопросов, чем ответов. Между тем работы возле станции Шиес, по словам местных жителей, уже начаты. Законодательство, видимо, подкорректируют задним числом.